Как алтайская предпринимательница выращивает землянику в промышленных масштабах
В Алтайском крае число промышленных плантаций виктории можно посчитать по пальцам одной руки.
В Алтайском крае число промышленных плантаций виктории можно посчитать по пальцам одной руки. А минувшая зима с оттепелями и весенний паводок резко сократили ее площади. Мы поговорили о трудностях выращивания этой ягоды с гендиректором компании «Экосад» Антониной Хакимовой. Она один из немногих предпринимателей, которые ждут сладкий урожай.
У нас земли хватаетЖительница Новокузнецка Антонина Хакимова начинала свой бизнес с торговли цветами, которые закупала в Колумбии. Затем южноамериканские партнеры предложили предпринимательнице выращивать цветы в Новокузнецке. Но тогдашний губернатор Аман Тулеев выдвинул неприемлемые условия для приобретения земли под тепличное хозяйство. Тогда Антонина Николаевна скупила несколько бараков на окраине города, снесла их и построила на этом месте три теплицы.
Ровно пять лет назад она зарегистрировала в Алтайском крае компанию «Экосад», чтобы заняться овощеводством и разведением ягоды в окрестностях села Пуштулим, что находится в Ельцовском районе. Там земли хватало. Первые два года Хакимова руководила раскорчевкой кустарника, строительством подъездной дороги через болото, покупала трубы у нефтяников, чтобы отводить воду, приобретала технику, навесное оборудование, создавала минимальные бытовые условия для своих работников.
Работать не хотятСейчас у нее два гектара земляники и три овощей: в равных долях землю занимают помидоры, морковь, свекла, картофель, капуста, зеленый лук и чеснок.
– Прошлогодняя плантация виктории почти вымерзла, а та, что осталась, из-за дождей развивается медленно. В полях воды столько, что невозможно пройти, – переживает предпринимательница. – Мы пока растения подкармливаем, обрабатываем, чтобы не заболели от переизбытка влаги. Ягода даже не выбросила розетки.
На данный момент у Хакимовой в саду-огороде трудится шесть человек, но только половина из них надежные, дисциплинированные женщины, которым за шестьдесят. Они довольны, что имеют возможность заработать, так как пенсии невысокие. Остальные могут в любой момент заложить за воротник и не прийти на работу. Тогда приходится из Кузбасса привозить персонал на замену местным.
– За тридцать лет распустили людей, они теперь работать не хотят. У нас нет трудовой дисциплины, которая была в советское время. Тогда попробуй опоздать на пять минут, тебя сразу 13-й зарплаты лишат и с очереди на квартиру снимут, – возмущается Хакимова.
Но у предпринимательницы нет таких возможностей, поэтому ей приходится молиться на каждого работника: хоть бы не запил и свои обязанности выполнил. Ежедневно они за свой труд получают тысячу рублей. Для села деньги нормальные.
Недавно пьяный механизатор перегрел двигатель трактора, чем вывел его из строя. Теперь приходится нанимать технику со стороны, а стоит это немало: 40 тысяч за гектар вспашки.
– Сейчас нужно еще 15 гектаров скосить и перепахать, чтобы к осени приготовить землю под будущий сад, – делится проблемами бизнесвумен.
Дефицит средствХакимовой, чтобы отремонтировать трактор, нужны деньги. Она надеялась на какую-то безвозмездную господдержку, но в Управлении по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Алтайского края ей предлагают только льготные займы.
– Когда я начинала этот бизнес, то брала два больших кредита, за которые по сей день рассчитываюсь, поэтому новые никто не даст, – считает Антонина Николаевна.
В Новокузнецке у Хакимовой три теплицы и котельная, в которых она весной выращивает рассаду цветов. Предпринимательница уже реализовала ее предприятиям, в основном шахтам Кемеровской области. Второй год она поставляет цветы для благоустройства Заринска. Мэрия очень довольна их качеством.
– Хотела перенести этот бизнес в Алтайский край, но для теплиц нужна электроэнергия. Я в Пуштулиме живу, как Агафья Лыкова, без света, – говорит женщина.
Когда она обратилась с просьбой, чтобы провели 800 метров провода от существующей ЛЭП к ее участку, то энергетики запросили за работу больше 3 млн рублей. Таких денег у предпринимательницы не оказалось, ведь максимальная ее прибыль от выращивания овощей и ягод в Ельцовском районе составляла 60 тыс. рублей в год, а за 2023 год и вовсе набралось только 10 тысяч рублей. Вот такой «выгодный» бизнес.
Крупная и вкуснаяНачало сбора виктории ожидается в середине июля. В этом году урожай, судя по всему, будет невысокий, так как ягода молодая. Допускать на поля покупателей, как это практикуют, например, в Михайловском районе, Хакимова не решается. Хватило одного раза, когда они зашли на плантации, выбрали лучшую ягоду, а остальное затоптали.
– Нет, лучше уж мы сами соберем. У нас клубника крупная и вкусная, – уверяет садовод.
Всего она выращивает более 20 сортов земляники, например Флорентину, Флер, Сенсацию. Это так называемые нейтралы, которые приносят урожай в течение одного-двух месяцев, но ягоды вкуснее и мягче долгоиграющих ремонтантных сортов.
Хакимова долгое время приобретала европейские сорта земляники, посещая сельскохозяйственные выставки в Германии, Голландии, Польше.
– А сейчас попали под санкции, поэтому работаем на своих усах, чтобы сохранить свойства сорта, размножаем в своем питомнике, – уточняет она. – А куда деваться?
За ягодой к Антонине Николаевне на плантацию едут не только местные, но и из Бийска, Белокурихи, а основной объем уходит в Новокузнецк, где покупательная способность выше.
– В этом году килограмм клубники будет стоить около 500 рублей, – прикидывает предпринимательница. – Меньше никак нельзя при таких затратах.
ШУМИЛОВЕвгений Еще читают
Последние новости
Выборы в Республике Алтай: жители выбирают своих представителей
Граждане голосуют за нового главу региона и депутатов.
Форум «Сделано в России» пройдет в Москве
Обсуждение перспектив российского экспорта и поддержки отечественных производителей.
Непогода мешает сбору урожая в Алтайском крае
Фермеры региона сталкиваются с трудностями из-за обильных дождей.
Виновата ли индийская рупия в провальном курсе рубля?
Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий