Исполнилось 55 лет с момента выхода на экраны дебютной кинорежиссерской работы Василия Шукшина
По мнению известного историка кино, председателя жюри Всероссийского Шукшинского кинофестиваля Валерия Фомина,
По мнению известного историка кино, председателя жюри Всероссийского Шукшинского кинофестиваля Валерия Фомина, в ходе работы над фильмом «Живет такой парень» Василий Макарович показал себя не только как ни на кого не похожий режиссер, но и как умелый, расчетливый и находчивый производственник.
Во время съемок фильма «Живет такой парень».
Фото предоставлено ГМИЛИКА
В книге «Василий Шукшин: «Хочешь быть мастером, макай свое перо в правду», которая готовится к выходу в октябре этого года, работе над фильмом «Живет такой парень» посвящена целая глава. Это уже не первый совместный труд научного состава Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая и Валерия Фомина. Первая книга, основанная на документальных материалах (письмах, воспоминаниях, стенограммах заседаний, финансовых отчетах), вышла десять лет назад, к 80-летию Василия Макаровича. Однако это был региональный проект, не доступный для широкого круга читателей. Новая работа – это федеральное издание, переработанное и дополненное новыми сведениями, архивными материалами, выдержки из которых мы и приведем.
Снова на АлтаеПо окончании ВГИКа Шукшин уже успел заявить о себе как литератор (его рассказы печатали газеты, журналы «Октябрь» и «Новый мир») и киноартист, снявшийся к тому времени в таких фильмах, как «Два Фёдора», «Алёнка», «Когда деревья были большими», «Простая история», «Мы, двое мужчин». Однако окончив ВГИК в 1960 году, он никак не мог применить свои режиссерские знания из-за отсутствия прописки, закрепленного места работы. Долгожданный штамп в паспорте Шукшина появился лишь спустя два года.
Как указано в книге, в ту пору Василий Макарович успел сильно продвинуться на литературном поприще и стал подумывать: не залежался ли на полке вгиковский диплом. Взаимоотношений с «Мосфильмом» у Шукшина, увы, не сложилось, и им заинтересовалась киностудия им. М. Горького, куда начинающий режиссер поступил в штат не без участия однокурсницы Рениты Григорьевой. Она-то и стала инициатором сибирского турне молодых кинематографистов (в их составе был и Шукшин, посетивший заодно свою родину), которые из городов Сибири должны были привезти не только впечатления, но и постановочный план фильма «Сибирские дневники».
Однако по возвращении творческой экспедиции худсовет киностудии подверг сценарий жесткой критике. «Но в студийном плане мы уже были заявлены, и нам срочно начали предлагать сценарии из студийного портфеля, – вспоминает на страницах книги Ренита Григорьева. – Василий Шукшин привез из поездки почти готовый сценарий. Он работал все время, прерываясь только на выступления и короткие промежутки отдыха. Однажды во время поездки я проснулась ночью в гостинице и увидела Васю, который, приспособив настольную лампу на свою кровать и прикрыв ее одеялом, увлеченно писал что-то, посмеиваясь и взмахивая свободной рукой… Сценарий «Живет такой парень» поставили в план на место «Сибирских дневников», и уже осенью мы снова оказались на Алтае».
В фондах ГМИЛИКА хранится стенограмма обсуждения киносценария к фильму «Живет такой парень» (в книге приводятся выдержки из нее). Практически все без исключения участники этого заседания восприняли литературную основу к будущему фильму на ура. Но главное – картина чрезвычайно понравилась Сергею Герасимову, одному из авторитетных деятелей советского кинематографа того времени.
Во время съемок фильма «Живет такой парень».
Фото предоставлено ГМИЛИКА
Любопытно читать и письма к матери, которую Шукшин посвящал в свои кинематографические планы, и отрывки из первых интервью Василия Макаровича, и свидетельства его горячего темперамента (на страницах книги – личное дело Шукшина, арестованного 23 ноября 1963 года за мелкое хулиганство в аэропорту Шереметьево во время паузы между съемками). Интересно изучать и документы, касающиеся финансовой стороны кинопроизводства и отчетов со съемок. Отсюда следует, что от сметной суммы в 294 709 руб., заложенной на фильм, было сэкономлено 29 267 руб., а экспедицию в Горный Алтай удалось завершить на месяц раньше отведенного срока. В итоге слаженной работы коллектива удалось «резко увеличить норму выработки в полезном метраже» и существенно сэкономить на самых разных статьях расходов.
Фильм был принят дирекцией в апреле 1964 года. Однако на заседании коллегии Комитета по кинематографии СССР, посвященном обсуждению картины, в адрес киноленты зазвучала первая критика. Дебютную работу Шукшина обвиняли в пошлости и мелкотравчатости, признавая при этом удачный актерский состав (особенно выделяли роль главного героя Пашки Колокольникова в исполнении Леонида Куравлёва), а также подчеркивая, что это «талантливая, хоть и неровная работа». Правда, известно и высказывание директора киностудии им. М. Горького Григория Бритикова: «Ряды нашей режиссуры пополнились новым талантом и своеобразным художником». Да и дальнейшая фестивальная судьба фильма заставила позабыть о критических замечаниях в адрес сценариста и режиссера. Так совпало, что уже в августе 1964 года лента была признана лучшим комедийным фильмом на I Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде с пометкой «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение» (хотя сам Шукшин на этот счет сокрушался: «Мы же не комедию делали!»). А в сентябре этого же года картина «Живет такой парень» стала обладателем «Золотого льва» 25-го Венецианского международного кинофестиваля в категории детских и юношеских фильмов.
«Тогда, в начале 1960-х, было счастливое для нашего кино время, – пишет в книге Валерий Фомин. Переживали вторую молодость замечательные «старики»: Пырьев, Хейфиц, Райзман. В пик формы входило чухраевское поколение режиссеров-фронтовиков. И еще краше были дебюты совсем молодых – Климова, Тарковского, Шепитько, Мансурова, Кончаловского. Прямо скажем, было тогда кого любить, кем восхищаться. Но это хорошее, богатое на таланты время осчастливило меня и особым подарком – с фильмом «Живет такой парень» у меня появился абсолютно мой режиссер. Ближе, роднее, дороже – не бывает».
Елена Огнева, заместитель директора по научной работе ГМИЛИКА, член Союза кинематографистов Алтая: «В книге, которая сегодня готовится в печать Валерием Фоминым, особо ценно то, что Шукшин в ней показан таким, каким он был, – со всеми страстями, душевными метаниями, поисками своего места в искусстве, преодолениями и невзгодами. Здесь он настоящий, без прикрас». больше новостей Похожие новости В Барнауле прошел VIII открытый городской конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах «Фортиссимо» Февраль. Люди и даты Свыше 250 работ представлено на выставке «Алтай. Коллекция. Графика» (6+) Наталья КатренкоПоследние новости
Опасности посещения бани: когда лучше воздержаться от парилки
Перед походом в баню важно учитывать противопоказания и проконсультироваться с врачом.
Бесплатные медицинские обследования: как это работает
Возможности для здоровья и профилактики заболеваний для жителей города.
Росимущество провело успешный аукцион в Алтайском крае
Земельный участок в Барнауле был продан за рекордную сумму.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку