Шедевры русского искусства представлены на выставке в Художественном музее

В Художественном музее открылась выставка «Жизнь трех стихий», где представлена пейзажная живопись XVIII — начала XX веков из коллекции музея.

В Художественном музее открылась выставка «Жизнь трех стихий», где представлена пейзажная живопись XVIII — начала XX веков из коллекции музея. Эта экспозиция, собравшая более десятка выдающихся имен, приурочена к 190-летию со дня рождения великого русского художника Ивана Шишкина.

Столь масштабные выставки русского искусства проходят в стенах ГХМАК не так уж часто. Обычно этот раздел музейного собрания стараются здесь демонстрировать летом, во время отпусков, когда город наполняется туристами.
«Наш музей обладает обширной коллекцией русского искусства, — пояснила куратор выставки, старший научный сотрудник ГХМАК Наталья Гончарова. — Однако, сосредоточившись на пейзажной живописи, мы решили установить тематические рамки и показать выпускников Санкт-Петербургской академии художеств, представителей академического пейзажа. В своих работах они воспевали природные стихии». По словам Натальи Викторовны, пейзаж — это не только изображение той или иной местности. Помимо природных красот, художники стремились ещё и передать свои ощущения, переживания. И этот психологизм особенно свойственен русской пейзажной школе, которая со времен Петра I, когда пейзаж в основном использовался в качестве украшения интерьеров и к реальности не имел практически никакого отношения, претерпела существенные изменения.

— Отвлечённый сюжет можно наблюдать и у художника Фёдора Матвеева в представленной здесь работе «Горный монастырь», — комментирует куратор выставки. — Это своего рода пейзаж-мечта, рассказывающий об идеальном мире, существующем вне будничной суеты. Вполне возможно, художник был вдохновлён видами Италии, так как данная работа написана именно в этой стране. Эта поездка для Фёдора Матвеева стала наградой за успешное окончание академии художеств с большой золотой медалью. Кстати, картина поступила в наши фонды в 1959 году, то есть в год основания Государственного художественного музея Алтайского края. По такому принципу формировались все провинциальные музеи — с расчётом на то, чтобы люди, живущие в удалении от столиц, имели возможность видеть шедевры изобразительного искусства.

Имена авторов, чьи произведения представлены на выставке, приводят ценителей искусства в трепет. Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Михаил Клодт, Иван Вельц, Алексей Саврасов, Александр Герасимов, Пётр Верещагин, Владимир Вучичевич-Сибирский… Есть здесь работа и неизвестного художника, привезённая когда-то бывшим сотрудником музея, искусствоведом, академиком Российской академии художеств Михаилом Шишиным. В музейные фонды она поступила с пометкой: «Александр Иванов?», однако позже эта атрибуция с полотна была снята. Сам же Михаил Юрьевич настаивает на том, что эту картину нужно тщательно изучать, так как в ней чувствуется рука большого мастера.

— Здесь мы представили сразу две работы Ивана Айвазовского — «Девятый вал», который является авторской репликой знаменитого полотна, а также «Феодосия в лунную ночь», —рассказала Наталья Гончарова. — Несмотря на то, что наш музей обладает уникальной коллекцией произведений Алексея Саврасова (в фондах хранится четыре шедевра мастера), в залах было решено выставить полотно «Избушка со старым дубом», в которой художник проявил себя не только как лирик, но и как символист. Ещё одной гордостью музейной коллекции является работа Ивана Шишкина «Лесная речка», она поступила в фонды из частной коллекции. Этого художника мы знаем по программным работам «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу». В «Лесной речке» Шишкин в очередной раз проявил себя как натуралист, мастер деталей.

Есть здесь и этюд «Облака» мастера пейзажа-настроения Исаака Левитана. В этом небольшом полотне сосредоточено немало тем, касающихся красоты жизни, её быстротечности. В работе Александра Герасимова «Рожь покосили» показана щедрая и изобильная жизнь земли.

— Именно в XIX веке художники открывают для себя красоту родного русского пейзажа, выражают через стихии свои внутренние переживания, — делится Наталья Гончарова. — К примеру, одной из примет академической живописи считается довлеющее небо — то есть чувства, эмоции, настроения, свой внутренний мир художник передавал с помощью небесного пространства. Так, много неба мы видим в работах Алексея Боголюбова, Владимира Орловского, Александра Гине. «Говорящее» небо мы видим и в большом полотне Ивана Вельца, которое, кстати, является успешным итогом шестилетней реставрации. Дело в том, что эта работа поступила в музей в 1986 году в очень плохом состоянии. Она явно пережила пожар, так как на поверхности можно было наблюдать фрагменты спекшейся краски. В итоге нам пришлось обратиться к питерским реставраторам – поначалу думали, что прощаемся с картиной года на два, в итоге к нам она вернулась лишь спустя шесть лет. Зато теперь в коллекции музея есть ещё один шедевр пейзажного искусства. Не случайно Вельца часто сравнивают, а то и путают с Шишкиным. И у того, и у другого в картинах можно наблюдать словно 3D-эффект — кажется, стоит только шагнуть за раму, как окажешься на берегу тихой, спокойной речки.

Выставка работает по адресу: ул. Горького, 16, до 16 октября.

Материал: Вечерний Барнаул

Последние новости

Новая ракета «Орешник»: Путин отметил стратегическое значение

Президент России обсудил с военными успехи испытаний уникальной системы.

Главные события Алтайского края за 22 ноября

Обсуждение будущего руководства города Барнаула.

Задержаны мошенники, устраивавшие ДТП для получения страховых выплат

Трое подозреваемых использовали подставные аварии для обогащения.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Тамбове на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *