В Государственном художественном музее прошел День дарителя
История предметов искусства, созданных на Алтае, всегда интересовала сотрудников художественного музея по-особому.
История предметов искусства, созданных на Алтае, всегда интересовала сотрудников художественного музея по-особому. И вероятность узнать такие подробности особенно возрастает на День дарителя, который регулярно проходит в стенах музея. На этот раз в дар музею были преподнесены домотканые половики, пополнившие этнографическую коллекцию ГХМАК.
Наталья Гулай передала часть раритетных половиков в фонд ГХМАК.
Фото Натальи Катренко
Речь идет о предметах ручного узорного ткачества, изготовленного Ефимией Дошловой (в девичестве Гусельниковой), жительницей Заринского района. В музейные фонды эти находки передали сотрудники Музея истории туризма и краеведения Заринска. А то, что они имеют большую историческую ценность, подтвердила заведующая музеем Наталья Гулай. По ее словам, обнаружены были ковры у местных жителей во время подготовки к празднованию 40-летия Заринска (юбилей город отпразднует в июле).
— Наш музей является структурным подразделением Центра детского творчества, – рассказала Наталья Александровна. – Его воспитанникам я дала задание поспрашивать – есть ли у их родственников и соседей предметы старины, которые могли бы стать частью выставки, посвященной юбилею города. И вот однажды ребята рассказали мне, что увидели в гаражах необычное пестрое полотно, отсылающее к наследию предков. Я отправилась на него посмотреть и ахнула. Дверь гаража прикрывал половик, сделанный вручную с величайшим мастерством. Более того, когда я повернула это, казалось бы, выцветшее изделие лицевой стороной, то обнаружила, что снаружи все его краски уцелели. Тут же обратилась к хозяевам гаража рассказать подробнее об этом полотне, и они с желанием откликнулись.
Как выяснилось, половик принадлежал семье Галины Шрайнер, соткала его бабушка женщины – Ефимия Дошлова. Родилась она в 1909 году в селе Гусельниково (ныне Блиново Заринского района) в старообрядческой семье, хранившей традиционный уклад и заветы предков. Ефимия Самуиловна была замечательной хозяйкой и владела всеми женскими рукоделиями в совершенстве. Успевая работать в колхозе, она была искусной ткачихой. Поэтому многоцветные, с закладным узором дорожки и ковры ее работы, характерные для заринских рукодельниц, сохранились до наших дней.
— Как рассказали мне в семье, большая часть половиков, сотканных бабушкой, была утрачена, – пояснила Наталья Гулай. – Из-за того, что семья жила в достатке (для всех трех дочерей она сумела сделать приданое – пуховые перины, подушки и ковры, что считалось признаком зажиточности), боялась раскулачивания и старалась избавиться от излишков. То, что нам досталось, – уцелевшая редкость, созданная руками настоящей умелицы, чумышской бабушки.
Ефимия Дошлова была искусной ткачихой.
Музейная удачаСотрудники художественного музея начали исследования этой территории с 1972 года, с экспедиций искусствоведа Ларисы Снитко, откуда был привезен ряд предметов, положивший начало музейной коллекции народного искусства.
— Комплексные обследования этой территории проводились с 1989 по 2014 год, – прокомментировала заведующая сектором традиционной русской культуры ГХМАК Татьяна Боровцова. – Ведь Заринский район чрезвычайно интересен для этнографических исследований, поскольку он относится к территориям раннего заселения русскими. При этом имеет разнообразный этнографический состав населения: здесь проживают русские старожилы и переселенцы, мордва, коми и другие национальные группы. Казалось, что в тех местах исследовано все вдоль и поперек, однако исследователями заринской зоны до сих пор совершаются открытия. Нам же хорошо известны мастера Чичкины – керамисты и гончары, чьи изделия сегодня можно встретить и в Кытманово, и в Залесово, и художник-красильщик, от которого до нас дошло лишь прозвище Петушок (он работал в селе Гоношихе и явно имел за плечами профессиональную школу – настолько мастерски исполнены его работы).
Вообще, этнографическая коллекция музея пополняется постоянно. Однако далеко не всегда вместе с предметом в дар музею преподносится и его история. Случай с половиками Ефимии Дошловой – безусловная музейная удача. И нет сомнений, что в новом здании музея, где этнографическому разделу планируется посвятить несколько залов, эти работы займут достойное место.
— Изначально было пять таких половиков, сотканных полосами, как было принято – от стены до стены, – продолжила рассказ о работах Наталья Гулай. – Две полосы мы решили оставить в заринском музее, а остальные передать ГХМАК. Выполнены они из чистой шерсти очень мастерски, безупречно. Причем в качестве орнамента мастерица выбрала популярные в прошлом веке кубики – строгий геометрический узор, выполнение которого требует строгих математических расчетов. Кстати, позже некоторые мастерицы пытались повторить этот узор из другого, более дешевого материала – химического волокна, произведенного на Барнаульском меланжевом комбинате. Его покупали, красили и ткали точно такие же «кубики», только менее плотные и менее качественные. Один из таких образцов мы тоже предоставили в музей.
В дар Государственному художественному музею были переданы три тканые полосы длиной 2,4 м и шириной 0,4 м. Они сшиты между собой и образуют узорчатый ковер, который пополнит этнографическую коллекцию музея. больше новостей Похожие новости В юбилей Молодежного театра Алтая перед зрителями предстал парад юродивых В Барнауле учились правильно убаюкивать детей разных возрастов Театр драмы стал дипломантом межрегионального фестиваля-конкурса комедий Наталья КатренкоПоследние новости
Барнаульцы столкнулись с проблемами при строительстве домов
Группа жителей города ищет решения после остановки строительных работ.
Вебинары для компаний Алтайского края по экспорту товаров
Специализированные мероприятия помогут предпринимателям выйти на международные рынки.
Научно-практический семинар по травматологии в Барнауле
Ведущие специалисты страны обсудили актуальные вопросы лечения переломов.
Одноразовые станки: советы по выбору
Как выбрать одноразовые станки для покупки?