Звёздная роль Нины Дроздовой
Нина Ивановна Филоненко О театральном прошлом Кытмановского района своими воспоминаниями делится бессменная участница художественной самодеятельности Нина Ивановна Филоненко.
О театральном прошлом Кытмановского района своими воспоминаниями делится бессменная участница художественной самодеятельности Нина Ивановна Филоненко.
В 1966 году, задолго до показа музыкального фильма «Свадьба в Малиновке» по телевидению, в Кытманово увидели свою «Свадьбу в Малиновке». На сцене сельского клуба хлебоприемного предприятия. Поставили ее молодые и активные ребята из районного комитета комсомола. Под руководством своего шефа – секретаря райкома Виктора Грекова.
В образе Яринки. Спектакль «Свадьба в Малиновке»
На премьере в маленьком зале клуба случился аншлаг. Еще бы! Такое большое событие. Не просто спектакль, а музыкальное представление, где на сцене актеры не только играют, они поют, танцуют, сидят у костра, шутят, спорят, встречаются, влюбляются… И все заканчивается весело и хорошо. Так местные жители узнали впервые про удивительную «Свадьбу в Малиновке». Узнали и полюбили. И сам музыкальный спектакль, и артистов, так виртуозно воплотивших на сцене всех героев. Одну из заглавных ролей сыграла в музыкальной комедии молодая (21 год) актриса самодеятельного театра Нина Дроздова, в замужестве — Филоненко.
Нина – Ярина
Нина Дроздова пела с самого детства. Уже в школе третьеклассницу возили на большие концерты в райцентр (Нина Ивановна родом из Шелаболихинского района). Вокалу она нигде не училась, просто высокий красивый голос был дан ей природой. Впрочем, как и запоминающаяся внешность и живой характер.
Помимо пения у комсомолки Дроздовой были и другие увлечения. Летом она каталась на велосипеде и входила в сборную Алтайского края по велосипедным гонкам, в составе сборной выезжала на соревнования зоны Сибири и Дальнего Востока во Владивосток. Зимой бегала на лыжах. И тоже в числе лучших юниоров входила в состав региональной сборной. Одним словом, цитируя героя комедии Леонида Гайдая, «спортсменка, комсомолка и просто красавица Нина». Наша Нина.
В Кытманово Нина Ивановна попала по распределению, закончив Бийский механико-технологический техникум. Кстати, в техникуме петь продолжала. Выбирала репертуар, близкий сельскому жителю. Одной из любимых песен была тогда песня про агронома – «Выходил на поля молодой агроном». Устроилась в райком комсомола заведующей сектором финансирования. Начала петь в местном хоре. Пока Виктор Греков не привез из города либретто «Свадьбы в Малиновке»…
Роль Яринки он без долгих раздумий предложил Нине Дроздовой-Филоненко. Тут совпало все: и внешние данные, и вокальные.
— Секретарь, конечно, был у нас дотошный в хорошем смысле. Он знал, что я пою. И предложил мне эту роль. Мы попробовали под музыку с Михаилом Андреевичем Парамзиным, которому досталась роль Андрейки. Спелись. У Михаила Андреевича был прекрасный голос. Наши арии вместе хорошо получались.
Ах, эта свадьба!..
Мы с Ниной Ивановной сидим у нее дома. Она вспоминает свою первую в жизни оперетту. А я ловлю каждое слово. Моя собеседница, припоминая события 50-летней давности, будто молодеет на глазах. На щеках проступает румянец, плечи распрямляются, голос становится звонче.
— А, знаешь, Наташа, это все как будто совсем недавно было со мной. Анна Дубова играла роль Софьи, матери Яринки. Коля Коробов играл солдата. Сам Греков был Яшкой-артиллеристом. Володя Гордеев – Гришкой, Грицианом, Лена Парамзина и Валя Коробова играли в массовых сценах, Назара играл мужчина из соцзащиты. Не помню его имени. Многих из них уже нет в живых.
С Назаром Думой пришлось повозиться. По словам Нины Ивановны, мужчина, играющий эту роль, выпивал, часто приходилось на репетициях его в чувство приводить, растирать виски нашатырным спиртом. А вот роль искрометного Попандопуло досталась тогда супругу Нины Ивановны – Александру Филоненко. Она рассказывает:
— Творческая жилка в нем была. Он был артистом по натуре. Как рассказывать умел анекдоты, просто заслушаешься! Эта роль ему очень подходила. И он хорошо сыграл. Я помню, как шила ему для этой роли красные с лампасами штаны.
Одевали артисты тогда себя сами. Хитрыми способами добывали костюмы, реквизит. Крутились. Репетировали тоже, где придется. То в райкоме по вечерам (на ночь здание закрывалось поздно: работали дружинники), то в клубе ХПП. Как вспоминает Нина Филоненко, негде было репетировать, «а мы сплоченные были, заинтересованные, вот где приткнемся, там и репетировали».
У нее в альбоме сохранилось несколько фотографий с репетиций и с премьеры комедии.
— Ну что, похожа я на Яринку? — протягивает она мне одну из черно-белых карточек.
Я выдыхаю:
— Нина Ивановна, вы же точь-в-точь Яринка, как в кино!
Это сегодня мы – современные зрители, можем сравнить постановки комедии с легендарным фильмом Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» 1967 года. Удивительно, как Виктор Григорьевич Греков – непрофессиональный режиссер, смог так точно подобрать актеров на роли в своей оперетте. Наши молодые комсомольцы точь-в-точь оказались похожими на своих двойников из киноленты. И Яринка, и Попандопуло, и Яшка-артиллерист, и Гришка-атаман, и Андрейка и другие. Это отметили и кытмановцы, когда через несколько лет увидели комедию на экранах телевизоров. Даже костюмы, и те невозможно было отличить от киношных. Что тут скажешь: старались ребята, как могли. И поставили самодеятельную музкомедию высокого уровня. Причем, если в фильме за артистов пели профессионалы за кадром, то наши герои пели вживую. Да так, что стены в клубе дрожали от высоких нот, которые они с легкостью брали.
— Сейчас, нет. Уже ничего не спою из арий Яринки. У меня 50 лет назад голос другой был, сильный, я высокие ноты брала, — рассказывает Нина Ивановна.
Премьера спектакля состоялась в клубе ХПП. Ее посетил первый секретарь районного комитета партии Иван Дмитриевич Ярчук.
— Как сейчас помню, сел на первый ряд с супругой, а на коленях у них маленькие близнецы в зеленых костюмчиках.
— Нина Ивановна, вы же на сцене в это время стояли! Должны были думать о премьере, волноваться за роль. А в зал еще успевали посмотреть?!
— Ну, уж секретаря райкома партии я разглядела! — смеется моя собеседница. — Знаешь, а волнения-то сильно у нас и не было. Мы же все молодые были. Вот задор, азарт – да, присутствовали. К тому же и оперетта веселая, живая. Много песен, танцев. Старшеклассники из средней школы принимали участие в постановке как танцоры. Играли красноармейцев в солдатской форме. В одной из сцен мы сидели с ними вокруг костра и пели. А аккомпанировал нам под баян врач, фамилию которого я уже не помню. Но имя у него было запоминающееся – Гедемин Селиверстович. Это уже потом, в последующих повторах нам аккомпанировала учительница из музыкальной школы.
Цветов на премьеру тогда никто из зрителей принести не догадался. А нужно было. Режиссер и артисты сделали невозможное. На собственном энтузиазме развернули такой проект!
Нина – кавказская племянница
В образе Натаван. Спектакль «Не прячь улыбку»
За первым спектаклем последовал второй – «Не прячь улыбку» или «Кавказская племянница» (не путать с «Кавказской пленницей») Р.С. Гаджиева. Оперетта в 2 действиях. Нине Филоненко вновь достается одна из главных ролей – молодой девушки Натаван. Да и спектакль вновь веселый – комедия положений.
Виктор Греков собирает сильную, как и в первый раз, команду единомышленников. Одни репетируют, другие делают декорации, аккомпанируют. Вот как об этом вспоминает моя собеседница:
— В «Кавказской племяннице» играли Вася Глушков, Толя Немытышев, Дернов, Никитеев, Маша Самсонова, Саша Попов, Сушко. Вася Воронцов играл Бубу, Черцова играла Лалу, ой, как хорошо она пела! В спектакле был задействован весь райком комсомола. А Александра Павловна Чернова подсказывала нам слова за кулисами.
По рассказам Нины Ивановны, на сцене пели и танцевали заведующий организационным отделом, инструктор по спорту, заведующая школьным отделом, даже второй секретарь райкома комсомола и инструктор райкома партии не смогли устоять перед манящей постановкой.
Самодеятельный театр музыкальной комедии из Кытманово работает уже в тесном содружестве с театром музыкальной комедии Барнаула. Его режиссер, Овчинников, вместе с балетмейстером, выезжал к нам в райцентр, чтобы дать несколько мастер-классов актерам спектакля. Учили движениям (как выходить на сцену, как покидать ее), ставили голоса. На краевой сцене уже шла с успехом эта комедия. И наши артисты в один прекрасный день тоже удостоились чести сыграть на сцене краевого театра оперетты.
Они были приглашены Эдуардом Овчинниковым со своей версией «Кавказской племянницы».
— Нас гримировали специалисты. У меня тогда зуба одного не было. Я петь привыкла без него. А тут гримеры поставили мне зуб. Было непривычно даже говорить, не то, что петь! Да еще мы с оркестром перед спектаклем не успели прорепетировать. Бедный дирижер! Он просто вытягивался весь из оркестровой ямы и заглядывал мне в рот: когда я начну свою партию, чтобы дать команду оркестру играть. Но ничего. Все прошло идеально. Ни в одном месте мы не сфальшивили, всегда попадали в музыку. Это был опыт! — с улыбкой говорит Нина Филоненко.
Я петь хочу! Я танцевать хочу!
Вот это жизнь! Настоящая, театральная! Нина Филоненко была увлечена ею с первой репетиции. К коллегам по сцене она бежала каждый раз окрыленная. Совсем неважно, какая роль у нее была: главная, проходная. Она хотела петь и танцевать! Чувствовала себя нужной.
Виктор Греков не давал расслабиться своим ребятам. Как только начинался новый театральный сезон, он привозил из города очередную пьесу. И все закручивалось по-новому. Партии героев, костюмы, реквизит… И репетиции, репетиции, репетиции…
— А что нам тогда было делать дома, молодым? Вот мы и бежали на репетиции. Мой муж, который уже не играл в спектаклях, махнул рукой: понял, что меня не удержать дома.
После «Свадьбы в Малиновке» кытмановцы увидели постановки «Не прячь улыбку», «Морской узел», «Полярная звезда», «Бабий бунт». Самодеятельный театр получил звание народного. Последнюю комедию «Бабий бунт» ставил Владимир Ильич Никитеев – директор музыкальной школы. После отъезда из Кытманово сначала Грекова, затем Никитеева, народный театр музыкальной комедии прекратил свою деятельность по причине отсутствия режиссера.
— В драматический театр я уже не пошла. Это не мое. В опереттах я играла, потому что нужно было петь. А кто знает, может актриса драматическая из меня так себе? — лукаво улыбается Нина Ивановна Филоненко.
Самой любимой и запоминающейся ролью для нее осталась Яринка из «Свадьбы в Малиновке».
«Все забросить, и слушать, как мама поет»
… Сцена из ее жизни после череды успешных музыкальных комедий не исчезла. Нина Ивановна продолжила выступать в составе ансамбля «Русская песня» при районном Доме культуры. Когда работал клуб при совхозе «Чумышский», она и там успевала петь. Она вспоминает:
— У меня уже был маленький сын, корова. А я все равно находила время на самодеятельность. Мы с подругой, Любой Каплий, бывало, прорепетируем вечером в Доме культуры, а затем бегом бежим на репетиции в Чумышский клуб. Вот как хотелось петь! Мне посчастливилось работать с такими наставниками в ансамблях, как Надежда Кротова и Александра Волнянская.
Сын Женя с раннего детства помнит поющую маму. Он рос в творческой атмосфере, и сам в итоге «заразился» от мамы с папой талантом и желанием творить. Сегодня он поэт, музыкант. Пишет стихи, перекладывает их на музыку, которую сам же и сочиняет, и поет под гитару. Есть среди его произведений стихи, посвященные маме: «У мамы день рождения», «Мамина песня». А там такие чудесные и точные слова: «Все забросить и слушать, как мама поет».
На прощание Нина Ивановна Филоненко, известная в нашем районе в семидесятых как талантливая актриса народного театра музыкальной комедии районного Дома культуры, а сегодня постоянная участница ансамбля «Русская песня», все-таки не выдержала. И пропела мне партию одной из своих многочисленных героинь комедий, тетушки Агаты — «Когда-то я девушкой тоже была». И я поняла, почему артистке самодеятельного театра Нине Дроздовой 50 лет назад рукоплескал кытмановский и барнаульский зритель…
Наталья ОРЛОВА. Фото автора и из архива Нины Филоненко
Последние новости
Опасности посещения бани: когда лучше воздержаться от парилки
Перед походом в баню важно учитывать противопоказания и проконсультироваться с врачом.
Бесплатные медицинские обследования: как это работает
Возможности для здоровья и профилактики заболеваний для жителей города.
Росимущество провело успешный аукцион в Алтайском крае
Земельный участок в Барнауле был продан за рекордную сумму.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией