Ректор АлтГПУ Ирина Лазаренко: «Прежде чем думать о стратегии, учитель должен поесть»

О привлечении молодых педагогов на работу в районы Алтайского края, взаимодействии с властями региона, достижениях в науке и международной деятельности,

О привлечении молодых педагогов на работу в районы Алтайского края, взаимодействии с властями региона, достижениях в науке и международной деятельности, а также о роли профессии учителя в современном цифровом мире в интервью информационно-аналитическому порталу Doc22 рассказала ректор Алтайского государственного педагогического университета , доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко.

Ректор Алтайского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко.

- Ирина Рудольфовна, мы живём в период динамичного развития технологий, в первую очередь информационных и сетевых. Есть ли на ваш взгляд в этом мире наступившего будущего место профессии учителя? И какие перспективы сегодня ждут выпускников педагогического вуза?

- Начну со слегка перефразированного известного выражения, «люди, которые читают книги всегда будут управлять теми, кто читает соцсети». Поэтому, если мы хотим сами вершить своё будущее и воспитывать в себе достойную личность, мы должны читать книги. А любовь к ним прививают как раз родители и возможно даже в большей степени учителя. При этом, трудно отрицать, что гаджеты – это удобно. Например, в самолёте, чтобы не брать с собой в путешествие все тома «Войны и мир» вполне можно обойтись электронной книгой или смартфоном. В данном контексте, гаджет - лишь средство. Но сам по себе он не способен заменить содержание классических произведений литературы, авторских описаний природы, переживаний, смыслов и т.д. Для меня это очевидно.

Школа подготовки вожатых «Вести за собой»

Я сама из среды учителей. Мои мироощущение и мировосприятие формировались в кругу людей, которые в той или иной степени связаны с педагогической деятельностью. Поэтому для меня вопрос «Нужна ли профессия учителя в современном мире?» - на самом деле риторический. Учителя были, есть и будут. Это те люди, которые воспитывают человека наряду с родителями, направляют его, формируют ценности, открывают двери в будущее, если хотите. И роль Учителя с каждым годом всё больше по той простой причине, что занятость родителей сейчас постоянно возрастает. У них в приоритете карьерный рост, и всё меньше времени, чтобы уделить его своим детям и тем более их образованию. Но как мы знаем, свято место пусто не бывает, и его стремительно занимают социальные сети. И рисков в этой среде достаточно, думаю, в этом никого убеждать не требуется. Не понимать этого - значит быть слепым. И таких «слепцов» становится всё меньше и меньше. И на этом фоне статус Учителя всё больше и больше укрепляется.

- В образовании вы работаете много лет. Как можно описать перемены в отношении общества к учителю за это время?

- Вы знаете, в психологии существует классификация, согласно которой профессии различаются по способу взаимодействия людей (в частности, человек-машина, человек-знак, человек-человек и т.д.). И профессия учителя описывается системой «человек-человек». Нет, нельзя назвать профессию учителя «деланием людей». Как педагог, я тонко чувствую разницу между формированием личности, ценностей и ориентиров, воспитанием и «деланием». Совершенно разные смыслы. «Делать» - звучит очень грубо, учитель скорее сопровождает личность на её пути к совершенству и мягко направляет для достижения наилучшего результата.

Отношение к Учителю постоянно меняется, ведь и общество находится в непрерывной динамике. Например, ещё 3 года назад профессию воспринимали иначе, чем сейчас. Я лично это связываю с тем, что пришло время, когда своих детей в школы привело поколение, взрослевшее в 90-е. А мы все прекрасно помним те времена, когда произошёл слом эпох, государство разрушилось. По обществу был нанесён мощный ментальный удар, это в том числе выражалось в низкопоклонстве перед западными ценностями, разочаровании в собственной культуре, образовании, в собственных силах. Именно тогда пришлось расти поколению, воспитанному в атмосфере отрицания ценности школьного образования и авторитета Учителя. Тогда вечный конфликт поколений и ценностей достиг апогея. Сейчас они приводят детей в систему, где отношения к образованию уже изменилось. И в этом столкновении идеологий и мировоззрений рождается определённая турбулентность. Однако, она отчасти хороша тем, что в такой встряске приходящее уйдёт, а останется нечто более важное.

- От философских вопросов, перейдём к темам более насущным. В регионе в конце минувшего года было сформировано обновленное Правительство, тогда же вуз посещал Губернатор Виктор Томенко. Как налажено взаимодействие вуза с краевыми властями?

- Взаимодействовать можно по-разному и с различными результатами. С краевыми властями мы сотрудничаем, и делаем это очень эффективно на разных уровнях. У Губернатора Виктора Томенко есть понимание необходимости развития педагогического образования, поддержки этого направления и, самое главное, видение механизмов, как это сделать. Есть понимание и на уровне заместителей Председателя Правительства края. И в социальном блоке и в других направлениях, например, МЧС. Мы подписали соглашение о сотрудничестве с руководителем ГУ МЧС России по Алтайскому краю генерал-майором Александром Макаровым. В результате в АлтГПУ создан студенческий отряд "Олимп безопасности". Ребята помогают оперативным службам в чрезвычайных ситуациях и защищают честь университета на соревнованиях самого высокого уровня. Например, недавно очень достойно выступили в Вологде.

Губернатор Алтайского края на 85-летии празднования АлтГПУ

Работаем продуктивно и с другими органами исполнительной власти региона. В частности, с Министерством связи и цифрового развития и лично с его руководителем Евгением Зрюмовым. В сентябре на нашей площадке прошёл «IT-диктант». И наш вуз стал единственной базой для его проведения в Алтайском крае. Также в сентябре в рамках «Дней образования на Алтае – 2019» только в нашем вузе работали 8 площадок. Мне самой довелось работать в жюри профессионального конкурса «ЛиДИРуем22», а также в качестве эксперта на стратегической сессии по развитию педагогического образования в регионе. Как видите, мы на постоянной основе взаимодействуем с краевыми властями и, я считаю, это правильно. Хоть мы и являемся федеральным учреждением, мы находимся и работаем в регионе, представляем его интересы на всероссийском и международном уровнях. И без сотрудничества здесь не обойтись. В конце концов, мы делаем общее дело.

- Вы часто ездите по районам края, общаетесь со студентами на практике, выпускниками, работающими в селе. По вашим наблюдениям, насколько выражена кадровая проблема в сельских школах? И что может мотивировать будущего учителя отправиться на работу в район?

- Трудности в комплектовании сельских школ учителями есть, и это вопрос стоит довольно остро в некоторых территориях. Тем не менее, в поездках по краю я вижу, что и на уровне региона и в конкретных муниципалитетах очень многое делается для привлечения и закрепления учительских кадров в сёлах. Не устаю радоваться за тех наших выпускников, которые едут в Павловский, Целинный, Благовещенский, Алейский, Кулундинский и ряд других районов, где с большой заботой относятся к молодым педагогам. В рамках работы на нашей площадке круглого стола «Малые сёла – большие перспективы» мы эти темы обсуждали с экспертами. И когда мы в университете ещё только начинали проведение подобных дискуссий, очень опасались того, что всё в итоге сведётся к одному аргументу – отсутствию финансовых средств. Но каково же было наше удивление, когда мы увидели, что в списке приоритетов для молодых педагогов размер заработной платы, конечно, есть, но далеко не на первом месте. Их волнует, кто станет их наставником или куратором в начале их самостоятельной профессиональной деятельности в школе, и вообще окажут ли им такую методическую поддержку. Выпускники хотят видеть для себя перспективы и социальные лифты. Причём не только вертикальные, но и горизонтальные. Профессиональное развитие и повышение квалификации после окончания вуза для них очень важно. Важный аспект - развитость социальной инфраструктуры в селе. Молодёжь планирует создавать семьи, растить детей и хочет знать, будут ли созданы условия для комфортной жизни в том месте, куда они едут трудоустраиваться. Это касается медицинского обслуживания, детских садов и т.д.

Безусловно, учитель должен мыслить шире, чем на уровне удовлетворения базовых потребностей вроде наполнения холодильника, но всё же надо признать, что прежде чем думать о стратегиях, нужно поесть. А чтобы поесть надо приготовить. И так далее. И это притом, что трудовая нагрузка на учителя и на работе очень велика, зачастую даже не хватает времени на организацию быта. Поэтому мысли педагога не должны быть заняты наполнением холодильника, это всё должно быть чем-то само собой разумеющимся. Но увы, так бывает далеко не всегда. Не хлебом единым, но хлеб должен быть.

Если говорить о саморазвитии, то им тоже трудно заниматься без соответствующей инфраструктуры. В том числе, информационной. Для современного молодого педагога жизнь без качественной связи с миром сейчас не выглядит слишком привлекательной, будем откровенны. Мы говорили на эту тему с министром цифрового развития и связи края Евгением Зрюмовым, и он заверил, что в период до 2024 года развитие сетевых технологий передачи данных в муниципалитетах региона будет идти гораздо более высокими темпами, чем ранее. Это внушает оптимизм.

- Вы говорили о взаимопонимании с главами районов в части привлечения молодых кадров в сельскую местность. Везде ли такая позитивная ситуация?

- Среди лидеров в этом отношении я могу отметить Тальменский район, город Заринск и Заринский район и другие районы, которые я уже называла. Там есть понимание ситуации. Есть понимание проблемы привлечения молодых педагогов на постоянной место работы и жительства. А когда такое понимание присутствует, есть перспектива, что эти трудности трансформируются в задачи, а задачи будут решены. Но так далеко не во всех муниципалитетах. Есть среди них и те, где глав не особенно заботит тема вымывания учительских кадров. Люди не видят потенциальных рисков, а значит и не ощущают проблемы. И это, безусловно, печалит. Конструктивно работать, тем не менее, пытаемся со всеми. Мы со своей стороны делаем всё возможное - готовим кадры, но как их привлечь в конкретные населённые пункты – это уже задача муниципалитетов.

- Университет известен своей международной деятельностью. Что нового произошло в этой сфере за минувший год?

- Мы живём в глобальном мире, поэтому международное взаимодействие - это жизненная необходимость. Я около пяти лет изучала опыт повышения квалификации руководителей школ в Германии. Как говорил знаменитый русский педагог Константин Ушинский, «важен не опыт, а идея, выведенная из опыта». И вот эти идеи модерации, работы с практикующими руководителями были адаптированы с учётом нашей местной специфики и очень пригодились

ИТ-диктант на площадке АлтГПУ

Также не стоит забывать, что есть указы Президента, нацпроекты с индикативными показателями, которые необходимо выполнить к 2024 году. И большая часть работы связана с развитием международной деятельности вузов, и в том числе обучения иностранных студентов. Польза очевидна. У нас благодаря академическим обменам увеличилось количество преподавателей, читающих лекции на английском языке. Введено две учебные программы по китайскому языку. Это направление особенно интересно в свете развития сотрудничества России и КНР. В этом году мы также подписали три соглашения с вузами Узбекистана. И уже 2 октября к нам приедет делегация представителей узбекских высших учебных заведений Ташкента, Самарканда, Бухары и Ферганы. Обсудим вопросы сотрудничества и то, на какие направления подготовки стоит сделать акцент. Впервые мы набрали студентов в лингвистическом институте на программу обучения, которая предусматривает получения двух дипломов: нашего вуза и самаркандского института. В Узбекистане взят курс на укрепление высшего образования. Если в прошлом году только 15% выпускников их школ поступали в вузы, то в этом году уже 20%. К 2022 году они ориентируются на достижение 25%. Рост очень серьёзный. И он им необходим, если они намерены интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Для этого также нужно знание иностранных языков, и один из них - русский. Есть заинтересованность в сотрудничестве со стороны Таджикистана, но о конкретике пока говорить рано. В октябре лечу туда на переговоры. Оценим перспективы.

Безусловно, география нашей международной деятельности не ограничивается странами СНГ. За его пределами наш партнёр — это Франция, регион Бургундия Франш-Конте, университет в городе Безансон. Уже несколько лет мы отправляем туда на обучение наших студентов, и принимаем их студентов. Наши преподаватели стажируются во Франции, их преподаватели приезжают к нам. Совместно с представителями Соединённых Штатов Америки развиваем программу образовательного туризма. Среди наших друзей в Европе также вузы Германии и Польши. Несколько раз приезжали студенты из Испании и Италии, Марокко.

Рабочий визит генерального консула Республики Таджикистан Зарди Шамсиддин Курбонзода

- Обучение в университете – это не только лекции, семинары и сессии. Каких успехов за минувший год удалось добиться вашим студентам в научной, общественной работе и в спорте?

Конечно, важное место занимает наука и общественная деятельность. На базе вуза реализуется сразу несколько проектов федерального агентства по делам молодёжи. Это, например, Школа подготовки вожатых «Вести за собой #2019!», IV форум студенческих педагогических отрядов СФО и историко-патриотический хакатон «Моя Россия», проект творческих коллективов «Мобильный дом культуры». Вуз также выиграл грант Министерства просвещения Российской федерации на проведение тематической смены: кампус молодежных инноваций «Мое цифровое будущее» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика».

И в спорте наши студенты показывают выдающиеся результаты. На Чемпионате России по лёгкой атлетике Евгений Кунц и Эльдар Надыров заняли первые места в разных дисциплинах. В свои юные годы уже известный спортсмен Владлен Ушаков занял 2 и 4 места на Чемпионате Европы по гребле на байдарках и каноэ и 1 место на Чемпионате России. Десятки первых и призовых мест в разных видах спорта наши ребята занимали и занимают на Чемпионатах Алтайского края, зональных соревнованиях этапов Первенства России и Сибирского федерального округа. Широко известны успехи студенческой сборной по хоккею, в которой играют наши ребята. В начале этой недели в краевой столице стартовал международный студенческий турнир «Student Hockey Challenge – 2019» и уже в первом матче сборная вузов Алтайского края одержала победу над американскими хоккеистами со счетом 3:2.

- С 1 сентября для студентов и магистрантов приятное изменение – на 4,3% увеличены размеры стипендий. За счёт чего удалось этого добиться и какие формы материального и нематериального поощрения применяются в университете?

- Объём выделяемых средств из федерального бюджета на стипендии постоянно растёт. Размер стипендий планово индексируется. Кроме того, есть система материальной помощи нуждающимся студентам. Есть и ректорская стипендия для студентов, которые выезжают у нас на практику в отдалённые территории. Поэтому внешнее федеральное финансирование и внутренняя система оценки эффективности учёбы и общественной работы в совокупности и формируют стипендиальный фонд. Безусловно, он меняется год от года в зависимости от успехов наших учащихся. В настоящее время в вузе учатся около 6 тысяч студентов, с учётом дополнительного набора и заочников. Полторы тысячи из них - получатели различных форм финансового поощрения.

Однако, система мотивации этим не исчерпывается. Существуют и нематериальные виды поощрения. В первую очередь, это Доска почёта. Особо отличившиеся получают Благодарности ректора. Мы оказываем поддержку студентов и в части финансирования поездок. Деньги они на руки не получают, зато вуз берет на себя важную часть расходов. Это расширяет возможности студента куда-то поехать, получить новый опыт и впечатления, новые знания и деловые контакты. Например, в эти дни 6 человек за счёт средств университета едут на Слёт ССО в Москву, в Кремлёвский Дворец съездов. Двое едут на Всероссийский слёт в Екатеринбург.

- Ирина Рудольфовна, вы регулярно общаетесь со студентами, посещаете их во время производственной практики и т.д. А недавно, можно сказать, дали большую «пресс-конференцию» для первокурсников? Что интересует молодёжь? И почему считаете необходимым личное общение со студентами?

- Знаете, на моей странице в одной из социальных сетей есть статус, который гласит «Люби, что делаешь. Делай, что любишь». Это простая фраза, но она очень хорошо передаёт моё отношение к профессии. Встречи со студентами для меня - это часть профессиональной жизни. Как может руководитель организации не знать, как живут его подопечные: преподаватели и студенты. С преподавательским составом я общаюсь постоянно, т.к. я сама, прежде всего, преподаватель, моё становление произошло в этой среде, как я уже упоминала ранее. И в вузе сейчас одновременно работают как преподаватели, которые меня учили, так и те, кого учила уже я. Ведь мне довелось стать одной из тех, кто создавал и внедрял магистратуру в России, как бы громко это ни прозвучало. Курировала первых магистрантов в Алтайском крае, и многие из них сейчас работают в нашем университете.

Как я могу агитировать студентов ехать работать в село, не зная самого села и как там живут люди. Это было бы лицемерно и нечестно с моей стороны. Я так не могу. И еду, спрашиваю, смотрю, как ребята устроены. Приходится даже взаимодействовать с главами сёл и районов, чтобы бытовые вопросы, с которыми сталкиваются студенты на месте, были решены положительно для них. Я ведь и сама, будучи городским жителем, поехала в своё время в район и работала в сельской школе, поэтому знаю, о чём говорю. Не всегда мы можем поддержать студентов материально, но морально – просто обязаны. Ректор, который избегает встреч со студентами, не знает их проблем или игнорирует их, со временем просто теряет связь с реальностью, а эффективность его деятельности снижается.

Справка

Учительский институт основан на Алтае в 1933 году. Сегодня в состав Алтайского государственного педагогического университета входят институт психологии и педагогики, институт физико-математического образования, институт физической культуры и спорта, институт дополнительного образования, лингвистический институт, исторический и филологический факультеты. За время своего существования вуз подготовил более 70 тысяч специалистов для системы образования Алтайского края.

Последние новости

Производители мебели требуют повышения пошлин на импортные товары

Отечественные компании стремятся защитить свой рынок от иностранной конкуренции.

Недостаток инженерных кадров в России: Проблемы и решения

Депутат Морозов указывает на критическую нехватку специалистов в ВПК.

Собственники недвижимости должны уплатить налог до конца месяца

Собственникам недвижимости, транспорта и земельных участков необходимо завершить уплату налогов в ближайшие дни.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Кисловодске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *