Алтайская экспедиция по стопам первого русского покорителя Тянь-Шаня увенчалась грандиозным успехом
В честь 195-летия русского путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского, исследовавшего рудный Алтай,
В честь 195-летия русского путешественника Петра Семёнова-Тян-Шанского, исследовавшего рудный Алтай, его путь повторили краевое отделение русского географического общества, учёные, студенты и корреспонденты «Вестей Алтая».
Барнаул, Алейск, село Саввушки…Разглядываем карты, читаем путевые заметки Петра Семёнова Тян-Шанского, каждый по-своему представляя его себе.
Проехав несколько часов по жаре, останавливаемся у знаменитого на весь мир водоёма – озера Колыванское. Ещё в Петербурге и Берлине Тян-Шанский слышал о необыкновенной красоте этого древнего водоёма. Здесь нас встречает местный житель, влюблённый в эти места археолог, кандидат исторических наук, действительный член Русского географического общества Юрий Алехин. Родом он из Красноярска. Но однажды приехав учиться в Алтайский госуниверситет, на факультет географии, остался тут навсегда.
Именно он впервые, с научной точки зрения, исследовал каждую пядь уникальной земли. Годы раскопок и десятки открытий.
Озеро Колыванское и его окрестности – удивительный сплав всего мистического, древнейшего, странным образом уцелевшего до наших времен. Древнейший и до сих пор не иссякший водоём, окружённый скалами, возрастом более 200 миллионов лет, реликтовые растения, животные…. Если верить исследователям, сохранились здесь и змеи – те самые, что ещё пугали первых, пришедших в эти места, рудознатцев.
Правда это или вымысел? Страшные, кусучие змеи. Кто-то верит в них, кто-то усмехается. Профанация, вздор. Нет, змей и не было… Но всё же почему-то город горных инженеров назвали Змеиногорск? Как утверждают местные учёные, собирать и сдавать их по счёту – за выручку, в годы развития горного дела в Змеиногорске, была прерогатива местных ребятишек. Два-три столетия назад существовал здесь и ещё один прибыльный бизнес. Сбор реликтового растения – чилимов. Ядра водяного ореха уважали местные горные офицеры, той поры. люди обеспеченные, заказывали жителям Саввушки орехи, как деликатес и вполне могли потчевать дорогого гостя – Семёнова Тян-Шанского.
Из самого центра Змеиногорска перемещаемся на 70 километров южнее. Неверовское месторождение известняков. Открыто в 1786 году Авраамом Герихом.
Красивейший мраморный разрез. Когда-то его обтачивали на мраморной шлифовальной мельнице, которая была расположена в селе Локоть. Мрамор этот особенный. Украшен белыми вкраплениями. Это лилии.
Белые вкрапления на мраморе – это, как рассказали нам учёные, ни что иное, как древние морские животные – именно животные, которые назывались лилии. Причём, похожи они были на современные цветы лилии. Сейчас таких нет.
Анатолий Гусев из Бийска. Чтобы перечислить все его регалии – нужно время. Окончил Таврический университет в Симферополе. Доктор геолого-минералогических наук, профессор, эксперт Российской Академии наук, академик Российской и Европейской академии естествознания. С молотком геолога обследовал Кавказ, Алтай, Тыву, Монголию, Казахстан, Узбекистан.
За всю сознательную геологическую жизнь прошел 84 000 километров – это ровно два раза вокруг земного шара. С камнями он на ты. Только берёт в руки, и тут же говорит название породы. Зайдя в несколько местных музеев, тут же сделал замечания – это не гранит, а это не яшма, перепишите таблички экспонатов…
Немало нам пришлось поехать по степям и полям. Устьянский карьер. Месторождение гранита. Из него делают качественный щебень для дорог. Камень-работяга – зовут его геологи. Впрочем, и здесь мы нашли кое-что для коллекции, которой может впоследствии похвастаться среднестатистический краеведческий музей. На гранитных камнях природа оставила рисунки: отчётливо видны кусты деревьев. Изображениям – десятки миллионов лет. Но это не отпечатки древних растений, а проросшие в граните минералы.
Пока мы, вместе с геологом Софьей Платоновой учились различать горные породы, Анатолий Гусев – самый опытный геолог в экспедиции, отклонившись от группы, обследовал Устьянский массив с другой его стороны, и наткнулся на камни-самоцветы. Вечером в палаточный лагерь вернулся с находкой, которой в действительности можно гордиться.
Раухтопаз, аметист, дымчатый кварц – объёмы внушительные – раньше месторождение нигде зарегистрировано не было, утверждает учёный. Он уже дал своей находке название – пегматитовое месторождение. Вернувшись из поездки в Бийск, Анатолий Гусев сразу принялся за дело – описал месторождение, нанес на карту местности, а найденный камень отправил на исследование в лабораторию.
На все обоснования, заключения экспертов и оформление уйдёт около года. Впрочем, это уже мелочи. Важно другое – экспедиция, которая спустя 166 лет прошла по следам первого русского покорителя Тянь-Шаня, увенчалась грандиозным успехом. Из найденных геологами самоцветов можно делать роскошные ювелирные украшения. Богатства Алтая – неисчерпаемы. В этом мы убедились. Как и в том, что Алтай по-прежнему полон загадок и белых пятен.
Последние новости
На территории Октябрьского района Барнаула приступили к сносу расселенного дома №56 по улице Тимуровской
Накануне, 23 декабря, работники подрядной организации приступили к сносу трехэтажного дома 1958 года постройки, расположенного по ул.
В Ленинском районе продолжаются работы по очистке от снега и наледи
Управляющими организациями производится очистка дворовых территорий, входов в подъезды, тротуаров с привлечением 196 дворников, а также трех единиц специализированной техники.
В Барнауле прошел забег Дедов Морозов
В минувшие выходные в барнаульском парке «Изумрудный» состоялось ежегодное спортивно-развлекательное мероприятие «Забег Дедов Морозов».
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований