Славгородцам на заметку: когда нужно вести ребенка к логопеду
В последние годы резко возросло количество детей с задержкой речевого развития.
В последние годы резко возросло количество детей с задержкой речевого развития. Родителям надо знать, что работа по развитию речи должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
С чего начинать работу, об этом я и хочу поговорить. Родителей новорожденного удивляет рекомендация невропатолога или педиатра посетить кабинет логопеда. Новорожденного к логопеду? Да. Так как любое неврологическое отклонение сочетается с задержкой доречевого развития и, как следствие, отставанием в нервно-психическом развитии.
В последние десятилетия все шире внедряется в практику диагностика для проведения лечения и коррекционно-воспитательной работы уже с месячного возраста.
Речь особенно интенсивно развивается впервые годы жизни и служит показателем интеллектуального развития ребенка. Она и наиболее ранима. Различные неблагоприятные воздействия внутриутробного периода, родовая травма, асфиксия, тяжелые болезни первых лет жизни, а также понижение слуха и зрения могут привести к нарушению нормального становления речи: замедлить, исказить или приостановить развитие на какое-то время.
Большое значение имеет доречевой период, который длится с рождения до 10 месяцев, то есть до появления первых слов. Своевременное выявление патологии и помощь позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить речевые дефекты. Дети с задержкой доречевого развития не реагируют на зрительные и слуховые раздражители, у них отмечена слабость сосания, ограничена подвижность языка или его напряженность, отвисание нижней челюсти, нет полного смыкания губ, кончик языка лежит на нижней губе, мимика вялая, голос слабый, немодулированный и другие признаки. Эти отклонения отражаются и на процессе вскармливания: ребенок поперхивается, молоко подтекает из углов губ, что многие мамы, заблуждаясь, объясняют изобилием молока.
Для нормализации процесса кормления делаются специальные дыхательные упражнения, логопедический массаж лицевой мускулатуры и артикуляционного аппарата (губ, языка).
Большое значение имеет положение кистей рук, пальцев. Если большой пальчик приведен к ладони и зажат в кулачке, это задерживает нормальное развитие функции рук и приводит к задержке речевого развития. До трехмесячного возраста надо нормализовать положение кисти и пальцев. Для этого необходим массаж, а в некоторых случаях накладываются лангеты.
Здоровый ребенок познает окружающий мир посредством данных ему природой анализаторов. Уже на 3-4 месяце старается схватить любой предмет и, кроме ощупывания, потрогать его губами и языком. У него возникают первые ощущения и представления о фактуре, форме, температуре, вкусе различных предметов, а дети с задержкой развития получают ничтожную долю информации. Коррекция психического и доречевого развития с момента рождения позволяет во многом скомпенсировать нарушение функции.
С. ШАПОВАЛОВА,
логопед детской поликлиники ЦРБ.
Последние новости
Набиуллина отреагировала на критику Центробанка
Критика наиболее заметна в периоды высоких ставок, отметила глава ЦБ Глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что критика политики Банка России особенно обостряется в периоды высокой ключевой ставки.
Врач рассказала, какие продукты нельзя хранить в холодильнике
В худших случаях можно отравиться и даже умереть Клинический диетолог Джанви Сангви предупредила, что некоторые продукты нельзя хранить в холодильнике.
Бийские хирурги спасли годовалого ребенка весом восемь килограммов
Фото: КГБУЗ "Городская детская больница, Бийск" Врачи в бийской больнице сделали ребенку уникальную операцию на новом оборудовании.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи