Тальменское предприятие «Транспорт общего пользования»: почему настали трудные времена?

Тальменское муниципальное унитарное предприятие «Транспорт общего пользования» переживает нелегкие времена.

Тальменское муниципальное унитарное предприятие «Транспорт общего пользования» переживает нелегкие времена. Проблемы начались не вчера и не сегодня. Причин для них достаточно.

На балансе предприятия — 12 автобусов, один грузовой и один легковой автомобили. Весь транспорт изношен на 100 процентов, что влечет значительное увеличение затрат на содержание его в работоспособном состоянии. В 2017 году предприятием перевезено 595,6 тыс. пассажиров, в 2018-м – 591,8 тыс., в 2019 г. (за девять месяцев) – 440,7 тыс. Убыток от перевозок в 2018 году составил 1 млн 400 тыс. рублей. Главная причина — рост цен на топливо, тепло и увеличение МРОТ.

Учредитель, им является администрация района, перед руководством МУП «Транспорт общего пользования» поставил задачу: разобраться в экономике предприятия и найти пути выхода из кризисной ситуации. Накануне профессионального праздника поговорим о том, какие меры по ее исправлению принимаются, как предприятие решает проблемы, есть ли у него будущее.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Муниципальное унитарное предприятие появилось в Тальменском районе в 1952 году. Это было одно из самых крупных предприятий в районе и до 2005 года осуществляло как пассажирские, так и грузовые перевозки. Прибыль приносили последние, они и покрывали убытки от перевозки пассажиров. В 2009-2010 годы по федеральной программе по обновлению пассажирского транспорта предприятие получило пять новых автобусов, купили ГАЗель. АТП держалось «на плаву», но это длилось недолго: после роста цен на энергоносители с невостребованностью грузовых перевозок экономическое положение ухудшилось. Критической ситуация стала к концу 2018-го, когда подняли тариф на тепло и цены ГСМ. Так, за прошлый отопительный сезон долг перед теплоснабжающей организацией составил более 1 млн рублей. Встал вопрос о ликвидации предприятия.

ПОВЫШЕНИЕ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА ПОВЛИЯЛО НА СИТУАЦИЮ

Если последние пять лет цена за проезд поднималась на 6-7 процентов в год, это 1-2 рубля, то с 1 июля 2019-го перевозчикам удалось «отстоять» повышение на 20 процентов – с 21 до 25 рублей. Рост составил 4 рубля. Это и спасло предприятие. Пусть на время, но появился шанс «набраться сил» и работать дальше.

Евгений Коротков

«Повышение стоимости проезда для нас стало спасением, — говорит Евгений Коротков, который возглавляет МУП с 2017 года. – Но есть и другая сторона медали: уменьшился пассажиропоток. Мы предполагали отток пассажиров на 10 процентов, но, к сожалению, этот процент выше – на 17. С наступлением холодов часть пассажиров вернется к нам, но не все».
Сегодня предприятие обслуживает четыре городских маршрута по р.п.Тальменка — № 1, 3/2, 4, 5 пятью автобусами. Кстати, Тальменка — единственный поселок в Алтайском крае, где работает 5 автобусов при низком пассажиропотоке; пять пригородных маршрутов: Тальменка — Казанцево, Воронежская Молодёжная, Выползово, Шадринцево, Новотроицк; два междугородных маршрута: Тальменка — Речкуново (внутрирайонный), Тальменка — Барнаул (межмуниципальный).

Первая и основная проблема МУПа – это 100-процентная изношенность подвижного состава, четыре автобуса из двенадцати требуют замены ввиду физического износа и сложностью прохождения технического осмотра (автобусы 1995 и 2001 г.в., а также с пробегом более 700 тыс. км).
Вторая проблема — все пригородные маршруты предприятия являются нерентабельными. Это привело в 2018 году к убытку от перевозок на сумму 1 млн 401 тыс. рублей.
Третий, не самый благоприятный, момент для АТП — население все чаще пользуется услугами такси, увеличилось количество личного транспорта. Это сказывается на пассажиропотоке — он сокращается, соответственно, падает выручка.

ОПТИМИЗАЦИЯ — ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА

Для того, чтобы сократить расходы и сохранить предприятие, руководство приступило к процессу оптимизации. Так, с целью экономии затрат на отопление сократили площадь отапливаемых помещений на 1050 кв.м, или на 45%. Это дало экономию около 750 тыс. рублей в год. Цифры внушительные, но, несмотря на уменьшение площадей, платежи перед теплоснабжающей организацией остаются неподъемными для автотранспортного предприятия. Поэтому планируется переход на собственное отопление — газовое, что даст экономию до 300 тыс. рублей в год.
Сократили численность сотрудников на две единицы — это позволит экономить почти 400 тыс. рублей в год. Впервые за все годы работы предприятия была отремонтирована система отопления административного здания. Теперь оно не отапливается электрическими обогревателями — экономия около 50 тыс. рублей в год.
В рамках оптимизации закрыли пригородный маршрут Тальменка — Загайново. Убыток из-за обслуживания данного маршрута составлял более 400 тыс. рублей в год.
Может ли предприятие оказывать дополнительные услуги? Да, такая возможность есть. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, предрейсовый медицинский осмотр водителей, теплая стоянка, диспетчеризация — это дает определенные денежные поступления, но небольшие. Так, из общей суммы доходов за прошлый год на дополнительные услуги пришлось 600 тыс. рублей, или 4%.

Антон БЛИНОВ, начальник
отдела автотранспорта Минтранса Алтайского края:

— Любое предприятие, какой бы формы собственности оно ни было, нужно сохранять — это рабочие места, что особенно актуально для сельской местности, где не так просто найти работу. Другой вопрос, выжить муниципальным предприятиям, чем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, сложнее: они постоянно находятся «под прицелом» контролирующих органов, предъявляемые к ним требования очень высоки. Соблюдение всех норм ставит зачастую МУПы в условия, которые не позволяют им развиваться.
Многое зависит не только от личных качеств руководителей таких предприятий, но и от органов местной власти. Во-первых, она должна вести работу с населением. Безусловно, сельским жителям удобнее доехать до райцентра с соседом или на такси. Но люди должны понимать: если это будет повсеместно, муниципальное предприятие умрет. Придут частники, которые неохотно берут на себя убыточные маршруты, каковыми являются межпоселенческие. Они либо их не будут обслуживать, либо поднимут тарифы. Ни то, ни другое жителям невыгодно. Повлиять же на ситуацию будет сложно. Поэтому, чтобы такого не случилось, органы местного самоуправления должны оказывать содействие автотранспортному предприятию. Не обязательно в виде финансовых вливаний. Это может быть взаимодействие по вопросам оптимизации, передаче материального имущества, например невостребованных автобусов, и так далее.
Не всегда предпринятые меры на местном уровне помогают «спасти» муниципальные автотранспортные предприятия. Нужна государственная поддержка. Поэтому в настоящее время министерство транспорта совместно с министерством финансов Алтайского края и ассоциацией «Автомобильные перевозчики Алтая» прорабатывают вопрос, чтобы предусмотреть в краевом бюджете средства на поддержку сельских и городских перевозчиков. Евгений КОРОТКОВ, директор Тальменского МУП
«Транспорт общего пользования»:
— Последние шесть месяцев мы очень плотно работаем с администрацией района — нашим учредителем — по вопросу выхода из кризисной ситуации предприятия. Наша позиция такова: разрушить легко, а вот построить подобное уже будет не под силу. Поэтому в еженедельном режиме обсуждаем проблемы, ищем варианты их решения — делаем всё, чтобы сохранить предприятие и обеспечить жителей района автобусным сообщением.
Оптимизация уже дала первый результат: мы экономим значительные средства — порядка 1 млн рублей в год. Нам дали возможность повысить цены на проезд до 25 рублей, что позволяет сегодня работать хотя бы не с прибылью, но по нулям. Мы намерены максимально сохранить все маршруты, улучшить качество предоставляемой услуги. Увеличение стоимости проезда по р.п. Тальменка в 2020 году не планируется.
Поздравляю работников и ветеранов предприятия с профессиональным праздником. Желаю всем крепкого здоровья, семейного благополучия, успешной работы и всегда — счастливого пути! Игорь ЩЕРБАКОВ, заместитель главы администрации района:
— В течение двух последних лет администрация района рассматривает вопрос о том, чтобы отдать автотранспортное предприятие в частные руки. Изучив все нюансы, мы пришли к выводу: так как основная прибыль формируется за счет перевозок пассажиров по Тальменке, частник не будет обслуживать села — ему невыгодно. Допустить этого нельзя, и на сегодняшний день позиция администрации района однозначная: муниципальное автотранспортное предприятие необходимо сохранить.
Каким образом? Вариантов несколько, но все они неприемлемы, так как изношенность автопарка практически 100-процентная. Например, открытие новых маршрутов по Тальменке. Сегодня ушел перевозчик, обслуживающий маршрут Тальменка — Озерки, почему бы не взять его? Нет автобусов.
Долги за тепло «тянут» предприятие вниз. Гасить их администрация не может, так как районный бюджет дефицитный и средства на поддержку предприятия не заложены. Поэтому принято решение: в следующем году вместо угольной котельной, которая несет огромные затраты на отопление производственных помещений и здания АТП, соответственно почему и накапливаются долги, установить маленькую газовую. Она позволит сэкономить в разы расходы перед теплоснабжающей организацией. В этом мы предприятию поможем: сделаем проект, выделим газовый котел.
Самое слабое место — замена автобусов. Глава района дал поручение изучить систему приобретения автобуса в лизинг со следующим выкупом. Так как его стоимость более 2,5 млн рублей, то по одному автобусу в год — это то, на что можно рассчитывать.
Нужна программа, разработанная на краевом уровне, которая позволит поддержать перевозчиков сельской местности. Мы обратились в краевое законодательное собрание, в министерство транспорта с просьбой изучить ситуацию и разработать соответствующую программу.

Последние новости

Банки планируют предоставить россиянам социальные вклады: что это такое

Фото: Наталья Алымова / media4media.ru По данным СМИ, процентная ставка по таким вкладам будет выгоднее, чем по обычным.

Жители Алтайского края получили почти 2 млрд рублей в виде субсидий на оплату ЖКХ

Компенсацию получали как семьи с доходом ниже прожиточного минимума, так и с доходом выше него В 2024 году государственной поддержкой в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг воспользовались 86 тысяч семей

В Китае зарегистрировали вспышку метапневмовируса человека

Исследование показало, что острые респираторные инфекционные заболевания активно распространяются внутри страны.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Краснодаре с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *