Наши пограничники 1941 года
Дню памяти и скорби 22 июня посвящается. В 2011 году в Минске была выпущена книга «Граница 41.
В 2011 году в Минске была выпущена книга «Граница 41. Белорусский пограничный округ, малоизвестные страницы истории». На основе широкого привлечения архивных материалов, воспоминаний участников событий были восстановлены подробности трагических первых дней Великой Отечественной войны, массовый героизм пограничников, грудью закрывших рубежи Родины.
Работавший над книгой полковник запаса пограничных войск Владимир ТЫЛЕЦ просил уточнить и на Алтае биографические данные пограничников-земляков. К сожалению, несмотря на несколько публикаций текста его обращения в краевых СМИ, никто из родственников названных им пограничников-земляков не откликнулся...
В списке военнослужащих 87-го Ломжинского пограничного отряда войск НКВД есть имена: Евгения Силантьевича Бабейко из Новоперунова Тальменского района (в Книге Памяти Алтайского края числится как «Бабенко»), Георгия Федоровича Ванеева из Ивановки Калманского района (в Книге Памяти Алтайского края записан как «Егор Федотович Ванеев), Ивана Федоровича Жученко из Локтя.
В 1944 году в Белоруссии погиб стрелок 217-го погранполка Василий Федорович Чепров из Старой Чемровки Бийского района. Предполагают, что он похоронен в братской могиле в числе 15 неизвестных солдат на северной окраине деревни Косино Лагойского района Минской области. В Книге Памяти Алтайского края его почему-то назвали Иваном и он числится пропавшим без вести.
Стрелком 16-й погранзаставы 107-го Мариямпольского погранотряда встретил 22 июня 1941-го в Литве Михаил Васильевич Перекатов из Черемного Павловского района. На 5-й заставе этого же погранотряда служил уроженец Хайрюзовки Троицкого района Никита Греков. Никита Антонович пропал без вести 20 июля 1941 года. Также в Литве встретил войну заместитель начальника по политчасти 106-го погранотряда (г. Таураге) Василий Иванович Фурсов из Долганки ныне Крутихинского района. Его имени в Книге Памяти Алтайского края нет.
В штабе этого же погранотряда служил и уроженец села Тырышкино Сычевского сельсовета Смоленского района капитан Иван Золотенин. Долгое время официально считалось, что погиб Иван Иванович там же, в Литве. Согласно Книге Памяти пограничников (т. 2, с. 510), он якобы погиб 22 июня 1941 года у хутора Эйчай Таурагского уезда Литовской ССР. Но это, судя по всему, ошибочные сведения. Как надо полагать, капитан Золотенин (Золотинин) в ночь с 21 на 22 июня 1941 года находился на 5-й погранзаставе как старший оперативный начальник. А если это так, то он непосредственно и руководил боем по обороне заставы и прорыву ее защитников из кольца окружения в восточном направлении. По состоянию на вторую половину июля 1941 года капитан Золотенин (Золотинин) – командир стрелкового батальона 918-го стрелкового полка 250-й стрелковой (впоследствии – Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова) дивизии 20-й армии (1-го формирования) Западного фронта. В данном соединении наш земляк-офицер оказался не случайно. Посудите сами: 250-я дивизия была сформирована в конце июня – середине июля 1941 года на основании приказа НКВД СССР № 00837 от 29 июня 1941 года «О формировании наркоматом 15 стрелковых дивизий для передачи в действующую армию». Место формирования – Московский военный округ, город Владимир. 28 июля комбат Золотинин был ранен, дальнейшая его судьба неизвестна. В Книге Памяти Алтайского края данных Ивана Ивановича Золотенина (Золотинина) нет.
Как нет и сведений о старшем лейтенанте Захаре Погребняке. Уроженец Панкрушихинского района, он начал войну в легендарном Бресте в составе 17-го погранотряда. Погиб Захар Моисеевич 10 мая 1943 года.
Забыт на родине и другой защитник Брестской крепости – барнаулец Федор Мельников. Имени Федора Михайловича нет ни в Книге Памяти Алтайского края, ни на стенах Мемориала Славы в Барнауле. В отношении его следует восстановить историческую справедливость.
Старший лейтенант Мельников служил начальником курсов шоферов погранвойск НКВД Белоруссии в Бресте. Он стал одним из руководителей обороны на Тереспольском укреплении Брестской крепости (фото руин Тереспольских ворот – одно из самых распространенных изображений – символов героической крепости). В ночь на 25 июня Мельников вместе с группой старшего лейтенанта Акима Черного пробился на Кобринское укрепление. Погиб Федор Мельников 28 июня в Брестской крепости. Место захоронения не установлено. Его имя упоминал не только писатель Сергей Смирнов в книге «Брестская крепость» – оно увековечено в Книге Памяти пограничников, погибших и без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (т. 2, с. 369), в сборнике «Память» (Брест, книга 1, с. 512) и на плитах мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».
Еще в 2004 году в Минске вышла книга Владимира Бешанова «Брестская крепость», где тоже был упомянут наш земляк: «На территорию пограничного Тереспольского укрепления немецкая пехота ворвалась сразу после артобстрела. Внезапность нападения достигла своей цели. Часть пограничников погибла в казармах, многие получили ранения. Некоторые побежали к мосту у Тереспольских ворот и прорвались в Цитадель. Оставшиеся сформировались в три основные группы и заняли оборону в отдельных зданиях и недостроенных дотах. Они не были связаны между собой и с первого дня дрались в полном окружении. В районе гаражей и здания курсов шоферов Белорусского пограничного округа сражались курсанты под командованием начальника курсов старшего лейтенанта Ф.М. Мельникова и преподавателя лейтенанта Жданова, а в западной части острова – красноармейцы транспортной роты 17-го погранотряда во главе с командиром старшим лейтенантом А.С. Черным совместно с бойцами кавалерийских курсов, саперного взвода, усиленных нарядов 9-й погранзаставы».
Белорусский исследователь Владимир Тылец собрал большое количество материалов о боевых действиях пограничников с Алтая. Василий Никанорович Капустин, родом из поселка Волчиха, служил сержантом 83-го Слободского погранотряда, который находился в Витебской области. 9 сентября 1941 года Василий Капустин поступил на лечение в 1359-й эвакуационный госпиталь в Ленинграде. Умер от ран в тот же день. Похоронен на Пискаревском кладбище (так записано в Книге Памяти Алтайского края. По другим данным – на Красненском кладбище).
Там, где встретил войну старший брат, оборвалась жизнь младшего – Павла Никаноровича. Его призвали в 1943-м, погиб в бою в Белоруссии 14 июля 1944-го. В Книге Памяти Алтайского края записано, что он похоронен в деревне Руза Освейского района Витебской области. Но, как уточнил по нашей просьбе Владимир Тылец, сейчас Павел Никанорович числится захороненным в братской могиле поселка Освея Верхнедвинского района все той же Витебской области – был перезахоронен после войны.
Драматично сложилась судьба Михаила Жабина из Барановки Змеиногорского района. В Книге Памяти Алтайского края среди 36 (!) фамилий погибших и пропавших без вести барановских Жабиных Михаил Александрович числится пропавшим без вести в декабре 1944-го. Теперь известно, что 30 июня 1941 года военнослужащий 87-го Ломжинского погранотряда при выходе из окружения попал в плен в окрестностях города Волковыска Гродненской области Белоруссии. В графе лагерной карточки военнопленного № 114778, куда немцами скрупулезно заносились данные о родственниках (даже девичья фамилия матери!), указан адрес отца: «деревня Барановка, Змеиногорский район, Алтайский край». Из карточки можно также узнать, что до призыва в армию Михаил Жабин трудился бригадиром тракторной бригады. Умер Михаил Александрович 6 декабря 1941 года от истощения и болезней в Шталаге-4Б (он же – 304), находившемся в Саксонии на месте бывшего полигона Цайтхайн.
Из поступивших в июле 10 677 первых советских пленных в этом лагере в живых в апреле 1942 года оставалось лишь 3729. В рамках международного проекта «Советские и немецкие военнопленные и интернированные» исследователям удалось выяснить, что на кладбищах Цайтхайна захоронено более 30 тысяч советских военнопленных. На сегодняшний день установлены имена 10 тысяч захороненных узников. Михаил Александрович Жабин похоронен в могиле 18 квартала 7 бывшего лагерного кладбища.
Белорусские исследователи не оставляют надежду узнать подробности биографии Анисима Кондрашина, трудившегося после войны председателем колхоза «Сибирь» Егорьевского района. В июне 1941 года он служил заместителем начальника по политчасти 16-й пограничной заставы 88-го Шепетовского погранотряда НКВД Белорусской ССР.
Может быть, хоть по примеру Белоруссии все-таки вспомним всех наших земляков-пограничников 1941 года?
Евгений ПЛАТУНОВ, г. Барнаул
Последние новости
Самый добрый бизнес выбрали в Алтайском крае
Итоги конкурса под таким названием подвели в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».
Эксперт назвал способ отказаться от настойчивых предложений выпить на Новый год
Алексей Решетун считает, что объяснять вред спиртного людям за столом бесполезно Судебно-медицинский эксперт Алексей Решетун посоветовал россиянам воздержаться от алкоголя в новогодние праздники.
Диетолог рассказала, как не заработать рак при употреблении майонеза
В день безопасно съедать не больше 30 граммов этого соуса Диетолог София Кованова предупредила, что при запекании майонез становится опасным для здоровья.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией