Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуратура Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) Прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) Государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона.

3) Социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Антикоррупционная экспертиза проводится органами прокуратуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ, ст. 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»; приказом Генпрокуратуры России от 10.10.2022 № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции», Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов Федеральным законом №172-ФЗ возложено не только на прокуратуру Российской Федерации, антикоррупционную экспертизу проводят федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (Минюст России), а также органы, организации, их должностные лица.

Минюст России проводит антикоррупционную экспертизу: проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями; проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов; нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований; нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов и их проектов.

При этом, в части, касающейся антикоррупционной экспертизы, органы прокуратуры не только проводят собственно экспертизу, но и осуществляют проверки исполнения законодательства об организации проведения антикоррупционной экспертизы самими правотворческими органами. В ходе указанной проверки устанавливается наличие (отсутствие) организационно-распорядительных документов по организации проведения антикоррупционной экспертизы, по вопросам мониторинга применения принятых нормативных правовых актов, а также целый ряд иных, имеющих значение для выявления коррупциогенных факторов и нарушений законодательства о противодействии коррупции, обстоятельств.

В 2023 г. Славгородской межрайонной прокуратурой при проведении антикоррупционной экспертизы в 6 нормативных правовых актах органов местного самоуправления выявлены 10 коррупциогенных фактора, с целью исключения которых лицам их принявшим внесены требования.

Таким образом, целью антикоррупционной экспертизы проводимой прокуратурой и иными лицами является выявление в положениях нормативных правовых актов и их проектов коррупциогенных факторов, то есть положений  устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающих условия для проявления коррупции.

Помощник Славгородского

межрайонного прокурора

младший советник юстиции

Дурнов Е.А.

Последние новости

Первая встреча Политклуба в Барнауле: миграционная политика России

Обсуждение актуальных вопросов миграции в стране.

Всемирный день борьбы с инсультом: важность ранней помощи

Каждый год тысячи людей сталкиваются с инсультом, и важна своевременная медицинская помощь.

Повышение квалификации нотариусов в Алтайском крае

Кеник принимает участие в ежегодных курсах для нотариусов

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Россоши с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *