Завершена работа над росписями нижнего придела храма Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Барнауле
Работа над росписями велась по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия и под руководством настоятеля доктора искусствоведения протоиерея Георгия Крейдуна.
Работа над росписями велась по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия и под руководством настоятеля доктора искусствоведения протоиерея Георгия Крейдуна. Главный художник – Иван Торопов. Он окончил Новоалтайское художественное училище, затем учился в Академии живописи Ильи Глазунова в Москве. После этого, по приглашению о. Георгия вернулся на малую Родину и начал расписывать храм Иоанна Богослова. Это произошло почти шесть лет назад, в феврале 2014 года. Теперь масштабная работа окончена, и нижний храм обрел полноценные росписи.
Как известно, монументальные росписи православных храмов являются важнейшей канонического частью религиозного искусства. Построение храмовых живописных сюжетов подчиняется определенным правилам и канонам, делающим росписи частью богослужебного действа. Образ Спасителя, причащающего апостолов, обычно, размещается на Горнем месте, над ним – образ Божией Матери. Также в алтарной части присутствуют образы Великих Святителей – творцов литургии. На колоннах по обе стороны апсиды размещены сюжеты Крестного пути (слева) и Воскресения Христа (справа). В нижнем храме два престола – один в честь Святого Равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, второй – в честь преподобного Макария (Глухарева), апостола Алтая. Поэтому в правом пределе на Горнем месте изображен образ Спаса на убрусе, несомый ангелами над панорамой сибирских гор.
Важнейший иконографический замысел росписей нижнего храма заключается в изображении событий Ветхого Завета как прообразов новозаветной Священной истории. Потолок храма как будто шатер из драгоценной ткани (парчи), шитой золотом, - подобно скинии Завета при Моисее. По стенам в нижнем регистре куст Неопалимой купины, жезл прозябший, руно, а сверху уже новозаветные образы, - исполнение прообразов и предсказаний. Вся западная стена – это уникальный «Хор пророков». Здесь в исторических одеждах большие и малые пророки Ветхого Завета со свитками, на которых важнейшие их высказывания. Между верхним и нижним регистрами орнаментальная полоса с выдержками из Писания, объясняющими глубокую связь между Ветхозаветной и Новозаветной эпохами.
На северной стене размещены образы Ноя с детьми, Авраама с сыном Исааком, царей Израильских Давида и Соломона, а также образ Моисея в пустыне со скрижалями Завета, стоящего у источника воды среди народа Израильского.
Четыре столпа в основной части храма имеют свои посвящения: святителям, мученикам, преподобным и праведным, а также святым женам. На правом переднем столпе редкое изображение первомучеников Российских варяга-христианина Феодора и его сына - отрока Иоанна.
В замысле иконописной программы храма гармонично сочетается две важных темы: Библейская история и история Православия на Руси и, в частности, на Алтае. В продолжение темы истории Русской церкви в притворе, в ряду арочных пристенных киотов находятся образы русских святых – это и великие князья, и страстотерпцы, и священномученики. Притвор храма по древневизантийской традиции обычно посвящается либо истории строительства храма, либо церковным событиям в период строительства храма. И неудивительно, что здесь молящиеся смогут увидеть два сюжета, близких к нашему времени. Слева – «второе Крещение Руси». На фоне Храма Христа Спасителя, как символа современного возрождения Церкви, и храмов Иоанно-Богословского комплекса изображены Русские патриархи ХХ века, а за ними все архипастыри ХХ века, служившие когда-либо на Алтае. ХХ век для Православия на Русской земле преисполнен событиями и мученичества, и исповедничества, и нового возрождения. Справа – образ Коробейниковской иконы Божией Матери – с ней связано возрождение Православия на Алтае. Этот иконографический сюжет уникален тем, что разработаны клейма, отражающие историю поругания, спасения и обновления Образа. Центральным сюжетом, разумеется, является Крестный ход, который ежегодно в течение недели следует по просторам Алтая в Коробейниково к Чудотворному образу.
С 1990-х годов в России вновь строятся храмы, возрождаются древние традиции церковного искусства, которые призваны помочь верующим в молитве, в познании духовного мира, в осмыслении Священного Писания и событий церковной жизни. В этом нельзя не видеть удивительного, непредсказуемого и часто непонятного для человеческого разумения Промысла Божия, устремляющего человеческое бытие к вечному спасению.
Следует добавить, что новосозданные росписи храма Равноапостольного князя Владимира в Иоанно-Богословском храмовом комплексе Барнаула представляют собой интерес для специалистов-искусствоведов как высокохудожественное произведение монументальной живописи, а значит, это не только явление Епархиального значения, но и незаурядное событие в культурной жизни Алтайского края.
ФотогалереяПоследние новости
На Алтае спасатели помогли врачам перенести лежачего больного
Пациента срочно требовалось перевезти в другое лечебное учреждение В Первомайском районе врачи Центральной райбольницы обратились в службу спасения за помощью в переноске лежачего больного.
Алтайским врачам потребовалась помощь МЧС с лежачим пациентом
К счастью, в больнице не было пожара или каких-либо разрушений, медики лишь не могли справиться с тяжелым лежачим пациентом В Первомайском районе врачи Центральной райбольницы обратились в службу спасения за помощью,
В Ленинском районе продолжаются работы по уборке снега
ДЭУ Ленинского района МБУ «Автодорстрой» города Барнаула проводятся работы по очистке дорог и тротуаров по ул.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией