Даём силу для спорта: тренер Анастасия Кулигина о работе с детьми с ОВЗ
Два года назад в барнаульской спортивной школе «Темп» запустили тренировки с элементами футбола для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Два года назад в барнаульской спортивной школе «Темп» запустили тренировки с элементами футбола для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводит Анастасия Кулигина - выпускница Алтайского государственного педагогического университета. Тренер-преподаватель рассказала газете АлтГПУ «Учитель», почему физическая активность, общение с тренером и товарищами, командная работа могут сыграть важную роль в жизни ребенка с ОВЗ.
- Анастасия, как началась ваша работа с особенными детьми?
- Я работаю учителем физической культуры в барнаульской средней школе № 110. Несколько лет назад там открыли ресурсный класс для детей с аутизмом, задержкой психического и умственного развития. Руководство школы поручило мне работу в этих классах. Я начала изучать различную литературу: знакомилась с материалами в интернете, смотрела вебинары, а потом прошла переподготовку на адаптивную физическую культуру. С этого всё и началось. Затем увидела, что в ДЮСШ «Темп» проводят тренировки для детей с ОВЗ, связалась с руководством спортшколы, и они меня пригласили на тренерскую работу.
- Почему вы решили стать учителем физической культуры?
- Я постоянно была в спорте или рядом с ним ( Анастасия - внучка Александра Комарова, ветерана легендарной барнаульской команды «Темп» - Прим.ред.) и после окончания 11 класса решила получить профилирующее образование, чтобы работать с детьми. Хотелось заниматься именно тем делом, к которому лежала душа. Три года я работала в общеобразовательной школе с детьми, а затем начала заниматься ещё и с ребятами с ОВЗ.
- Тяжело было переключиться?
- Нет. Со временем ты привыкаешь к работе с уникальными детьми. Понимаешь, что им нужно. К тому же поначалу у меня был наставник, учитель с 30-летним опытом - Михаил Алексеевич Куксин. Я черпала знания и из специализированной литературы.
Мне интересно работать с детьми. Ты начинаешь показывать им упражнения и поначалу тебе кажется, что говоришь в никуда. А потом видишь, что ребята на самом деле тебя понимают и начинают задания выполнять, это цепляет. Заметен и прогресс у детей. Если на первых тренировках они сидели каждый в своём углу, то сейчас активно друг с другом играют.
Сразу видно, что мы занимаемся не просто так. Я продолжаю повышать свою квалификацию и теперь уже выступаю в роли наставника - обучаю молодых тренеров.
- Сколько ребят сейчас у вас занимается?
- Около 60 человек в возрасте от 5 до 16 лет. С 4 лет ребёнок может посещать индивидуальные занятия. Как раз в этом возрасте дети начинают расти и развиваться. Тренерская задача - подтянуть отстающие навыки ребёнка, чтобы он рос здоровым. А групповые тренировки с элементами футбола начинаются с 6 лет.
- Чего не хватает адаптивным спортивным практикам?
- С материально-технической базой всё отлично. Есть весь необходимый инвентарь. Не хватает специалистов. С ребятами нужно постоянно заниматься, в том числе и индивидуально, а времени на всех не хватает. Для того чтобы от занятий был максимальный эффект, нужен непрерывный тренировочный процесс. Тренировки должны проходить каждый день.
Но если нет такой возможности, то самое оптимальное - три раза в неделю, а в остальные дни обязательно делать зарядку в домашних условиях.
Фото: Ярослав Махначев- Что изменилось сейчас с того момента, когда вы только начинали заниматься с детьми с ОВЗ?
- Поначалу многие люди даже не знали, что существуют такие тренировки для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас ситуация поменялась.
- А как развивается адаптивный футбол в других регионах? Какое место занимает Алтайский край?
- В конце мая этого года мы с Михаилом Алексеевичем ездили в Москву на обучение, где нам рассказали о том, как развивается адаптивный футбол в российских регионах. Алтайский край в этом списке занимал одно из последних мест. Нам есть куда стремиться и в чём развиваться. Лидирующие позиции занимают крупные города - Москва, Сочи, среди сибирских городов выделяется Красноярск. Многое зависит от финансирования. Сейчас в основном финансовая нагрузка ложится на родительские плечи, но не все могут платить. В начале этого года у нас прошёл первый футбольный турнир для детей с синдромом Дауна, надеемся, что в будущем проведём соревнования для детей с аутизмом и ДЦП.
- А в чем польза для детей с ОВЗ от таких тренировок?
- Во-первых, ребята общаются друг с другом. С социализацией у таких ребятишек проблемы. Во-вторых, на тренировках происходит физическое совершенствование обучающихся, укрепление здоровья. Занятия повышают выносливость и трудоспособность. Стараюсь давать и сложные упражнения, чтобы наряду с телом работала ещё и голова. Проходит интеллектуальное и психическое развитие.
- Какой совет вы дадите студентам, которые сомневаются, стоит им работать с детьми ОВЗ или нет.
- Конечно, стоит. Самое главное, нужен хороший наставник. Только с его помощью можно построить не травмоопасные и эффективные занятия для детей. При этом каждый студент должен понимать, что нужно обладать терпением и спокойствием. Дети могут вести себя по-разному: убегать, психовать, реветь. Нужно быть к этому готовым. И, наконец, нужны знания, необходимо обратить внимание на те дисциплины, которые преподают в АлтГПУ - психология, физиология, методика и другие. Без этого никуда!
Последние новости
Бесплатная флюорография для жителей Алтайского края
Мобильные медкомплексы предлагают жителям пройти обследование без оплаты.
История раненого бойца: Алексей Марченко о своей реабилитации
Как восстановление после травмы стало новым этапом жизни для солдата.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили планы по модернизации общественного транспорта.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку