Это не игрушки: на озере в Барнауле встретились патрульный катер, подлодка и эсминец

На одном из озёр в селе Лебяжьем прошло традиционное первенство Алтайского края по судомодельному спорту.

Фото: Ярослав Махначёв

На  одном из  озёр в  селе Лебяжьем прошло традиционное первенство Алтайского края по  судомодельному спорту. Где ещё в  регионе остались островки технического творчества, кто они — юные судостроители — и  кем становятся, когда вырастают?

Место встречи

— Это мачта, это вентиляционный раструб, — проводит подросток лет двенадцати своего рода экскурсию по  модели собранного им  судна. — А  вот на  эти катушки у  настоящего корабля кабель наматывается.

— Как ты  их  сделал? — интересуюсь у  маленького технаря.

— Эпоксидка и  фрезерный станок, — сходу отвечает тот и  смотрит так снисходительно, мол, что  ж ты, дяденька, таких элементарных вещей не  понимаешь.

Про это озеро в  селе Лебяжьем судомоделисты точно могут сказать: «Место встречи изменить нельзя». Собираются они здесь ежегодно уже много лет.

— Делаем это для того, чтобы определить чемпионов, показать, что техническое творчество у  нас живо, — говорит Любовь Афанасьева, старший методист технопарка «Кванториум.22». — У  нас 32 участника, которые представили 96 моделей. Считаю, для Алтайского края это прекрасная цифра.

Фото: Ярослав Махначёв Драматизма хватало

Соревнования по  судомоделизму — это и  выставка, и  тестирование, и  ходовые испытания. Сначала участники представляют судьям модели к  осмотру. Те  оценивают качество сборки, совпадение с  оригиналом, ведь большинство моделей — копии реальных судов, военных и  гражданских. Затем спортсмены демонстрируют знание флотской терминологии, показывая, где у  их  изделий мачты, кили и  прочие детали.

Собственно, я  бы  уже и  на  этом этапе определял чемпионов. Большинство моделей ну  настолько искусно и  точно сделано, что только удивляешься, что это выполнили подростки вручную или в  лучшем случае при помощи 3D-принтера, а  не  куплен корабль за  бешеные деньги в  каком-нибудь «Детском мире».

Третий этап — ходовые испытания, где суда соревнуются в  нескольких классах. Одни, например, самоходные: участник с  берега вручную запускает корабль, причём должен всё рассчитать так, чтобы он  прошёл по  определённой траектории. Но  самое интересное — это радиоуправляемые модели. Подлодки должны пройти маршрут под водой и  всплыть в  заданном квадрате, а  все остальные — по  заданному вектору обойти отмеченные на  воде буями ворота, ничего не  задев и  не  нахватав штрафов. Если прошёл чисто — получай свои сто баллов, прямо как на  ЕГЭ. Правда, это крайне нелегко: мало того, что модель должна быть безупречно настроена, а  у  участника отточено мастерство управления, ещё и  погода влияет. А  она в  дни соревнований была весьма капризная — то  гуляющий ветер, то  проливной дождь, меняющий глубину озера.

В  общем, драматизма хватало. Вот у  одного из  участников судно внезапно ловит набежавшую волну и  переворачивается. Владелец модели по  регламенту ничем помочь кораблю не  может. Но  тут  же находится группа поддержки в  виде одноклубника, который забегает в  воду и  ликвидирует кораблекрушение. Сам вымокай, а  товарища выручай!

— Вода-то тёплая, — улыбается герой-спаситель Иван Крапивин.

Тем временем на  берегу начинается дефектовка пострадавшего корабля, пацаны тут  же принимают решение что-то перепаять, переставить, чтобы вернуть своё изделие на  ход.

А  чуть поодаль что-то корректирует в  своей модели Арсений Демурин из  городской станции юных техников. Парню 13 лет, судомоделизмом занимается четыре года, из  них год ушёл на  сборку нынешней соревновательной модели.

— Вообще, я  в  нескольких классах выступаю, одно судно уже участвовало в  прошлом году, а  вот это — новое. Собрал сам с  нуля, кое-что из  электроники, например регулятор хода, сервоприводы, заказывал. А  так — корпус из  пенопласта, обтянут стеклотканью, здесь кронштейны, тут рули, два мотора Р380. Уже на  воде проверил, на  двойном расходе аккумулятора оно шустро идёт, — выдаёт много непонятных слов Арсений. Потом уже переходит на  человеческий язык. — Мне это интересно, потому что вижу результат. Зачем дома перед компьютером сидеть или без цели гулять?

А  его одноклубник Кирилл Летягин вообще свой пожарный катер собрал по  схеме 1989 года, которая старше самого парня на  17 лет. Откопал книжку на  даче у  деда, откуда она там, никто объяснить не  смог. Судьба, видимо.

Фото: Ярослав Махначёв Фото: Ярослав Махначёв Настоящие фанаты

Судомоделизм, можно сказать, открывает детям дверь в  будущее. Нет, на  флот они не  идут, но  вот, например, двое бывших участников краевых первенств из  Красногорского района учатся в  Новосибирском техническом университете на  специальности «проектирование самолётов и  вертолётостроение». Отто Шмидт в  этом году оканчивает обучение, уже входит в  состав вузовского конструкторского бюро, его младший земляк Иван Терляхин пошёл по  стопам приятеля.

Руководитель кружка судомоделирования Дома детского творчества Красногорского района Николай Бекетов вообще привёз солидную команду — 10 человек, 28 моделей. И  эти ребята были единственными не  барнаульскими. А  всего участвовало четыре команды: кроме красногорцев и  уже упомянутой городской станции юных техников, это мальчишки из  центров детско-юношеского творчества Ленинского и  Железнодорожного районов Барнаула. Больше детского судомоделирования в  крае нет нигде, что даже удивительно. Например, главным судьёй краевого первенства был Валерий Шишкин из  Бийска — легенда даже не  краевого, а  российского масштаба в  этом виде спорта, чемпион мира. Но  учеников в  наукограде у  него нет. Он  бы и  рад, но  военно-морское образование не  позволяет работать с  детьми, а  педагогического опыта нет.

— Интерес у  ребят к  этому направлению всегда есть, — убеждён педагог городской станции юных техников Алексей Хаустов. — На  соревнованиях, например, у  меня трое даже не  новичков, а  нулевичков — первый раз приехали, смотрят, что к  чему. В  начале каждого учебного года тоже новеньких много. Правда, остаются не  все, когда понимают, что тут они не  просто кораблики запускают, тут нужно работать, а  ещё не  всё с  первого раза получается.

Но  те, которые остаются, как правило, не  бросают долгие годы. Михаил Балакин — студент-айтишник, через неделю защищает диплом. В  Центр развития творчества детей и  молодёжи Железнодорожного района пришёл 15 лет назад, занимается до  сих пор, хотя давно перешагнул официальные возрастные рамки. До  соревнований допустили вне зачёта, чтобы проверить модель.

— Я  уже как-то не  представляю себе жизни без этого, да  и  пользы много. Могу уже несложную покраску автомобиля выполнить, а  про ремонт электрики и  электроники дома вообще молчу. Да  и  других удивлять интересно, я  иногда тренируюсь в  заводи за  новым мостом. Люди спрашивают, где такую модель купил, почём? Мало кто верит, что всё самодельное. Я  однажды собирал эсминец, а  недавно оказался в  Питере — и  увидел его настоящий. Не  передать ощущение, когда ты  несколько лет над моделью работал — а  тут он  перед тобой стоит, 150 метров. Конечно, хочу быть как Валерий Шишкин, поехать на  чемпионат мира, — откровенничает Михаил.

Ну, а  сам Валерий Викторович, глядя на  юных коллег, уверен: будущие чемпионы мира в  их  рядах вполне могут быть. Были  бы желание и  поддержка.

В  классе юниоров (до  15 лет) и  гонщиков (скоростные модели, смешанный возраст) победу одержала команда Центра развития творчества детей и  молодёжи Железнодорожного района. В  классе юношей (15−18 лет) победила команда Красногорского района.

Ярослав Махначёв, «Вечерний Барнаул»

Последние новости

Чем отличается ремонт серводвигателя от обычного электродвигателя?

Не просто мотор: сравниваем тонкости ремонта серво- и стандартных двигателей

Денис Голобородько рассказал, как в Алтайском крае готовятся к реализации нового закона о местном самоуправлении

Вопросы организации местного самоуправления (МСУ) оказались в центре дискуссий в Госдуме и регионах.

В Шелаболихе провели телемост между Россией и Беларусью

В Шелаболихе провели международный телемост «Беларусь и Россия: два государства – одна судьба», приуроченный ко Дню единения народов России и Беларуси и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Председатель АКЗС провел рабочую встречу с председателем Барнаульской городской Думы

Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Александр Романенко 3 апреля встретился с председателем Барнаульской городской Думы Галиной Буевич.

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Ишимбае на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *