Что делать при поражении головного мозга?
Вне зависимости от причин поражения головного мозга, симптомы различных неврологических нарушений могут проявляться, такие как проблемы со слухом, речью, зрением или двигательными функциями. Решение этой проблемы возможно только при помощи комплекса восстановительных мероприятий, которые не могут быть проведены в домашних условиях или в обычной клинической больнице. В данной статье мы раскроем, почему это так.
Поражения головного мозга чаще всего возникают из-за инсульта, черепно-мозговой травмы или других заболеваний. Такие болезни могут привести к ряду неврологических нарушений: когнитивных, двигательных, речевых и многих других. Неврологические расстройства могут иметь разную степень интенсивности и обратимости и зависят от тяжести заболевания и локализации повреждений в головном мозге.
Независимо от того, насколько тяжело перенесено заболевание, после экстренной медицинской помощи и проведения лечения основного заболевания наступает период реабилитации, в ходе которого необходимо восстановить утраченные функции и научить человека полноценно жить после перенесенных заболеваний.
Большинство врачей-неврологов и специалистов в научной медицинской среде согласны с тем, что период активной реабилитации должен начинаться в первые две-три недели после острой фазы заболевания. Наибольшая эффективность восстановительного лечения достигается в первые три-шесть месяцев, а в последующие полгода происходит закрепление полученных успехов.
В зависимости от того, какие функции были нарушены и насколько серьезно, продолжительность реабилитации может составлять до двух лет, именно столько времени может потребоваться на восстановление речи. Важно помнить, что проведение квалифицированной реабилитации является критически необходимым этапом восстановления пациентов после поражения головного мозга.
Оказание первоочередной помощи при восстановлении двигательных функций является важной задачей для специалистов. Однако, очень многие пациенты и их родственники исходят из неправильных представлений о восстановлении на дому, что может привести к ошибкам. Ниже мы рассмотрим некоторые типичные ошибки и предостережения, которые могут помочь избежать ситуаций, значительно замедляющих процесс восстановления.
Во-первых, следует учитывать, что многие специалисты рекомендуют начать двигательную реабилитацию после повреждений головного мозга в течение первых недель. Однако начинать ее необходимо только в том случае, если врач уверен в ее своевременности и проводит наблюдение за пациентом. Поэтому выбор хорошего лечащего врача является ключевым фактором на этом этапе.
Важно отметить, что в России большинство специалистов склонны назначать лечение рутинным способом, не учитывая индивидуальных особенностей организма пациента. Поэтому важно не только выбрать лечащего врача, но и общаться с ним, чтобы принимать обоснованные решения.
Недооценку значимости комплексного подхода в двигательной реабилитации следует рассматривать как еще одну распространенную ошибку. Рациональное выполнение разнообразных методик восстановительной медицины, таких как массаж, гимнастика, медикаментозное лечение, физиопроцедуры и психотренинг, должно быть грамотно и эффективно скомбинировано для достижения желаемых результатов.
Очень важно уделять должное внимание психическому и психологическому состоянию пациента. Депрессия, в которой часто находятся пациенты после травм головного мозга и тяжелых заболеваний, зачастую приводит к потере мотивации на выполнение занятий лечебной гимнастикой, на мотивированное и волевое участие в восстановительном лечении. Соответствующая психологическая помощь в данном случае может помочь улучшить результаты двигательной реабилитации.
Наконец, следует помнить о том, что головной мозг тесно связан со всеми частями и органами человека и любое действие в нем посылает им определенные «команды», и наоборот, любые процессы в организме отражаются на активности соответствующих зон головного мозга. В связи с этим двигательные упражнения не только тренируют мышцы и сухожилия, но и способствуют скорейшей регенерации нервных связей. Профессиональный подход в реабилитации является главным фактором для восстановления двигательных функций пациента после травм или заболеваний головного мозга.
Восстановление речевых дисфункций
Поражения речевых зон коры головного мозга могут быть вызваны опухолью, инсультом, травмой или воспалительным процессом и приводят к системным нарушениям речи, которые называются афазией.
Существует около восьми видов афазии, которые условно можно разделить на две группы: сенсорную афазию и моторную афазию. Первая группа характеризуется тем, что человек перестает понимать речь, но способен произносить слова и фразы. Моторная афазия проявляется в том, что человек слышит и понимает речь, но не может выговаривать слова и фразы. Четверть людей, перенесших инсульт, страдают от проблем в речи.
Последствия речевых дисфункций у людей, перенесших органические поражения коры головного мозга могут быть серьезными, например, развиться плаксивость, раздражительность, агрессия, неадекватная оценка действительности и депрессия.
Для восстановления речевых функций, несколько специалистов могут принимать участие, включая логопедов, нейропсихологов, педагогов, психологов и психиатров. Процесс восстановления обычно занимает много времени, гораздо больше, чем на двигательную реабилитацию, – два года, а в некоторых случаях пять-шесть лет.
Важно помнить, что часто люди с органическими поражениями головного мозга не понимают, что их счет, письмо или речь нарушены, и если понимают, то полагают, что со временем все наладится само собой. В таких случаях, необходимо им объяснить ситуацию, поставить задачу и убедить в достижимости поставленной цели. Также следует показать связь между приложенными усилиями и успешным результатом, рассказать, что желание добиться цели и оптимизм способствуют восстановлению больше, чем любая лекарственная терапия.
Частой ошибкой восстановления речи с неспециалистами является неправильный подбор упражнений и режима занятий. Неспециалисты могут сделать это без вреда для пострадавшего, но это лишит их веры в успех после многих неудачных занятий. Поэтому так важно обратиться за помощью к профессионалам.
Целью работы по восстановлению речи является необходимость показать фантастическое терпение, не раздражаться при занятиях с пострадавшим и постоянно поддерживать его интерес. Рекомендована ежедневная, неспешная, спокойная беседа, пение мелодичных песен, декламация незамысловатых детских стихотворений и чтение букваря.
Если вы все же решили самостоятельно заниматься с пострадавшим, необходимо купить литературу, разузнать у логопеда и других специалистов о существующих методиках, применять их комплексно и согласно существующим инструкциям специалистов.
Когнитивные расстройства могут вызываться ишемическими инсультами, возникшими на фоне диабета, артериальной гипертензии и фибрилляции предсердий. Это было доказано во многих исследованиях за последнее десятилетие. Когнитивные расстройства оказывают отрицательное влияние на процесс реабилитации и восстановление всех нарушенных функций.
Чтобы эффективно проводить реабилитацию, необходимо учитывать не только возраст, размер очага органического поражения мозга, локализацию повреждений, тяжесть заболевания, но и наличие сопутствующих заболеваний. Кроме того, такие аффективные состояния, как эмоциональная лабильность, апатия, мания, тревога и депрессия, оказывают значительное влияние на темпы восстановления.
За традиционной клинической больницей и домашней реабилитацией может скрываться ложное сознание, что такой подход будет достаточным. Однако комплексный подход к реабилитации, включающий в себя медицинских, педагогических и психологических специалистов, может быть более эффективным. Он будет включать не только набор различных восстановительных методик, но и индивидуальный подход, согласование и утверждение сообществом врачей целого комплекса реабилитационных мероприятий. Такой подход является необходимым для успешной реабилитации и восстановительного лечения после полученных поражений головного мозга.
Фото: freepik.com